Как изменились оценки и ожидания динамики материального положения семьи
Ситуация с доходами населения продолжает стабилизироваться. В июле об улучшении материального положения сообщили 8% опрошенных, что на 5 п. п. больше, чем во второй половине июня. На серьезное ухудшение жалуются 12%, что является минимальным значением с начала апреля. Однако ожидания относительно изменения материального положения существенно не менялись с начала лета.
Приведены результаты семи телефонных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
В июле были зафиксированы наиболее благоприятные соотношения оценок респондентами своего текущего уровня жизни и его динамики за последнее время.
Так, доля наименее обеспеченных респондентов (тех, кому, по их словам, не хватает денег на питание или же на питание хватает, но на одежду – нет) сократилась до 33%, и это минимальное значение за все время измерений. Снижение по сравнению со второй половиной апреля и маем, когда этот показатель достигал 39–41%, существенное. Одновременно выросла доля тех, кому хватает на одежду, но не на крупную бытовую технику (до 39%), тогда как с середины апреля и до конца мая этот показатель «проваливался» до 31–34%. По сути, эти показатели поменялись местами и вернулись к значениям замера начала апреля.
Доля относительно обеспеченной группы (тех, кому хватает на бытовую технику, включая способных без кредита купить автомобиль) с начала наблюдений сохраняется на уровне 24–25%, за исключением второй половины апреля, когда она сокращалась до 20%. Материальное положение этой группы если и ухудшилось, то не настолько, чтобы можно было говорить о качественном изменении уровня жизни.
В июле, наконец, появились первые позитивные сдвиги в распределении ответов на вопрос об изменении материального положения. Доля сообщивших о его улучшении выросла до 8%, хотя раньше выше 5% не поднималась, а в конце апреля вообще снижалась до 2%. С середины июля на 6 п. п., до 26%, снизилась доля жалующихся на ухудшение уровня жизни. Этот показатель сейчас находится на минимальном уровне за все время измерений, в то время как в середине апреля – мае, в период наиболее острого переживания пандемии и ее экономических последствий, он достигал 42–44%. О серьезном ухудшении своей финансовой ситуации в мае говорили 21–24% опрошенных, а в июле этот показатель снизился до 12%.
Большинство респондентов во всех опросах говорили, что их материальное положение почти не меняется. При этом их доля плавно сокращалась с начала апреля к концу мая с 59 до 52% из-за нарастающего ухудшения ситуации, а в июне – июле выросла до 64–65%.
Наиболее частой причиной ухудшения материального положения является потеря части дохода самим респондентом или кем-то из членов его семьи. В апреле и мае на это жаловались 19–20% опрошенных, в июне – 13–14%, а в июле – 11%. Полностью потеряли доход в апреле – мае 15–16% опрошенных или членов их семей, к июлю этот показатель сильно снизился – до 6%. Рост расходов в качестве причины ухудшения материального положения в конце апреля называли 13% опрошенных, в июле – 8%.
Самыми пессимистичными ожидания были в начале апреля: из-за введения режима самоизоляции и ограничительных мер в России. Затем ожидания постепенно становились менее напряженными, и в июне – июле распределение ответов на вопрос о перспективах изменения материального положения в предстоящем месяце относительно стабилизировалось. По данным последнего опроса, 55% россиян не ожидают изменений (против 38% в начале апреля, в самый пессимистичный момент ожиданий), 18% прогнозируют ухудшение материального положения (против 36% в начале апреля), 16% – улучшение (против 9%).
Однако относительно более длительной перспективы люди, кажется, продолжают пребывать в состоянии неопределенности. Ожидания изменения материального положения через год меняются очень медленно, чаще всего звучат нейтральные прогнозы. Их доля увеличилась с 32% в начале апреля до 37% в июле. Высока и доля затруднившихся ответить (31% в начале апреля, 25% в июле). Оптимистичные оценки дали в середине лета 23% опрошенных, что лишь на 3 п. п. выше, чем по данным первого телефонного опроса. Доля ожидавших ухудшения материального положения с начала апреля до начала июля колебалась между 15 и18% респондентов.
________________
Источник данных: семь всероссийских телефонных опросов граждан 18+ (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России 2–10 апреля, 16–24 апреля, 30 апреля – 7 мая, 14–21 мая, 1–7 июня, 15–21 июня и 6–12 июля 2020 года. В каждом опросе – не менее 1500 респондентов, 82 субъекта РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,0%.