Марина Безуглова, исполнительный директор Ipsos, руководитель направления Healthcare региона Центральная и Восточная Европа
Беседа о психическом благополучии, значении межличностной коммуникации и об адаптации к новой неопределенности
Что изменилось в области психического благополучия и wellbeing с начала пандемии?
Ментальное здоровье стало одной из жертв пандемии. Его значимость существенно выросла по сравнению с предыдущими периодами. Оно сегодня находится в топ-3 проблем со здоровьем. На первом месте – ковид, на втором – рак, на третьем – психическое здоровье. Это мы выяснили в ходе международного исследования Ipsos ко Всемирному дню психического здоровья, который отмечается 10 октября. На основании опроса, проведенного в 30 странах мира, Ipsos выпустила отчет на тему ментального здоровья. Многие люди в этих странах, 45%, отметили ухудшение ментального здоровья с начала пандемии. Примерно такой же показатель в России – 41%. Печально, что эти изменения оказались не только следствием первого локдауна, как мы предполагали. 25% респондентов отметили, что у них ментальное здоровье ухудшилось с начала 2021 года. Таким образом, мы продолжаем жить среди стрессоров, вызванных пандемией, и далеко не все еще адаптировались к ним. Однако есть и положительные моменты: каждый четвертый участник опроса считает, что с начала 2021 года его ментальное здоровье улучшилось.
Об этих изменениях свидетельствуют и другие опросы. Многочисленные международные исследования корпоративного здоровья показывают, что большинство работодателей стали выделять стресс и выгорание как очень серьезные проблемы организационной среды. Эти проблемы дорого обходятся и самому сотруднику, и бизнесу: выгорание приводит к текучке персонала, снижению эффективности труда, затягиванию сроков выполнения работы, увеличению количества жалоб от клиентов. Работодатели теперь все больше делают упор на программы благополучия и поддержки персонала. Врачи по всему миру тоже бьют тревогу. Например, в США за период пандемии существенно выросло количество попыток суицида среди подростков и молодежи.
Что именно вызывает такие реакции?
Стрессоров очень много. Мы и раньше с ними сталкивались, а теперь их стало еще больше. Например, вакцинация и QR-коды.
Есть также важная проблема, о которой мало говорят: в новом, гибридном мире снижается объем межличностных коммуникаций. Когда закончится пандемия, гибридная модель работы (частично – в офисе, частично – на дистанте) в целом сохранится. Мы продолжим интенсивно использовать онлайн-сервисы и, следовательно, рискуем постепенно утратить некоторые навыки – эмпатию, сочувствие, поддержку, если не обратим серьезное внимание на эту проблему. Мы не видим человека в контексте, в рабочей ситуации, поэтому не чувствуем его. Мы не можем вовремя оказать поддержку, и люди, не получая помощи, выгорают.
В прошлом году я провела несколько сессий с менеджерами компании Ipsos на тему эмоционального интеллекта и эмпатии. Раньше, в офлайн-среде, мы могли не задумываться о том, как мы чувствуем людей, а в онлайн-среде об этом приходится задумываться. Руководителям нужно планировать такую работу, которая включала бы разговоры с работниками не только о делах, но и об их жизни и самочувствии. В онлайн-среде человеческое общение требует специальной настройки. И в этой связи вопрос развития психосоциальных навыков встает в полный рост.
Приведу аналогию. Многие водят автомобили, так как это очень удобно. Некоторое время назад ученые всем рассказали, что гиподинамия ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, набору веса. Люди не перестали пользоваться автомобилями, но многие теперь стараются проходить по 10 тысяч шагов в день. Аналогичным образом мы начинаем придавать большую значимость социальному общению и будем активнее его планировать: сколько раз за неделю выйти в люди, пообщаться, чтобы обменяться эмоциями, получить поддержку, зарядиться энергией от контактов с другими. Это станет частью здорового образа жизни. Такие экзистенциальные навыки и привычки должны стать основой для того, чтобы человек оставался здоровым, счастливым, благополучным в ситуации пандемии.
Кроме того, отмечу новый тренд: очень многие люди уходят из обычного найма во фриланс, они уходят искать себя. Такое и раньше наблюдалось, но масштаб был иной. Почему это происходит именно сейчас? Потому что закончился автопилот: мы жили по накатанной – и вдруг прежняя жизнь закончилась. Например, работник продолжает работать на том же месте, в той же компании. Но в какой-то момент он задумывается: «Я же могу дома сидеть и работать еще на кого-то, да и вообще могу работать на себя. Ведь я всегда мечтал о другом! Когда, если не сейчас?» Сейчас у многих работников происходит кризис идентификации.
Говорят, что на психоэмоциональное состояние влияет и так называемый постковидный синдром.
Постковидный синдром – очень серьезное явление. Постковид у всех протекает по-разному с разными осложнениями. Любые органы и системы организма могут пострадать, и ментальное здоровье тоже страдает. Мы пока точно не знаем, как лечить постковид. Нужна оптимальная реабилитация на всех уровнях.
Скажем, в микробиологии при выращивании культуры клеток все зависит от среды. Клетки растут и обогащаются в хорошей, питательной среде. Но если в чашке Петри образуется плохая среда – все пропало: здоровая культура клеток гибнет. Так же как клеткам, людям сегодня нужна обогащенная среда, чтобы справляться с нагрузками, с которыми они сталкиваются. Это среда с высокой степенью заботы о себе. Подумайте, нормальный ли у вас сон, достаточная ли физическая активность, полноценные ли отдых и питание. Дополнительно можно принимать признанные БАДы, чтобы получать нужное количество витаминов. Я советую планировать разные сферы жизни, чтобы в календаре стояла не только работа. Сейчас главная инвестиция в себя – создание полезных привычек и встраивание их в рутину.
Вы говорите об ответственности каждого индивида или о коллективных усилиях?
И о том и о другом. О здоровье прежде всего печется система здравоохранения, но здравоохранение работает в основном с пациентом. Однако сегодня основная проблема – не допустить, чтобы человек стал пациентом: фокус сдвигается с лечения на профилактику. Профилактикой должна заниматься не система здравоохранения, а сам индивид. Но кто-то должен вовлечь людей в управление своим здоровьем. Во-первых, это индустрии, которые сейчас активно развивают все для здоровья, например выпускают продукты, электронные приложения для здоровья. Во-вторых, это работодатели – они очень сильно влияют на здоровье экономически активного населения. Поскольку работа – в принципе фактор повышенного психосоциального риска, работодатель должен активно вкладываться в программы поддержки персонала. Например, в компании Ipsos с каждым годом все больше и больше делается для поддержки здоровья персонала: есть программа ДМС, в которую с прошлого года входит услуга психологического консультирования, программа «Телемедицина», с этого года – программа поддержки персонала, которая включает психологическую помощь, финансовое и юридическое консультирование. Кроме того, силами сотрудников проводим занятия физкультурой, практики осознанности.
Наконец, я должна отметить огромный информационно-коммуникационный ресурс брендов, компаний и СМИ – их вклад в развитие осознанного образа жизни очень важен. Бренды самых разных индустрий, не только фармацевтики, задумываются о том, что они могут делать для здоровья и благополучия человека.
Вы отметили разные тренды. А каким будет 2022 год, на ваш взгляд?
До пандемии наш мир описывали аббревиатурой VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) – нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный, а в последнее время стали использовать новую аббревиатуру – BANI (brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible) – хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. Вот к жизни в таком мире нам нужно адаптироваться, стараясь сохранять спокойствие и счастье. Это будет год адаптации к еще большей неопределенности. В начале 2022 года мир столкнулся с омикроном, заболеваемость из-за него растет, никто не знает точно, как работает против него вакцинация. Судя по статистике госпитализаций, болезнь при омикроне протекает легче, но это тоже не точно. Возможно, на омикроне закончится пандемия, но могут появиться и другие штаммы. Похоже, год будет не очень стабильным и с точки зрения геополитики. Ко всему этому надо адаптироваться, просто принять этот мир таким, какой он есть, и опираться на себя, находить внутренний локус контроля. И помнить, что в каждом дне есть место для радости, и ее надо обязательно замечать.