• к-Зонд
  • 04.03.22

Мониторинг соцмедиа по теме «Коронавирус»: итоги

Описание присутствия пандемии в Сети: методы и результаты

qr-code
Мониторинг соцмедиа по теме «Коронавирус»: итоги

С середины марта 2020 года и до завершения Проекта коронаФОМ осуществлялся мониторинг того, кто, как, на каких площадках и с какой интенсивностью обсуждает COVID-19.

Социальный коронаВирус широко распространялся в Сети: количество постов на тему ковида доходило до 1,5 млн в день. Условия самоизоляции лишь способствовали их росту. Требовалось изучение и описание онлайн-коронаВируса здесь и сейчас.

Главными задачами мониторинга были изучение социологических изменений и сдвигов, вызванных пандемией и мерами борьбы с ней, фиксация и описание пандемии (ее присутствие) в Сети (масштабы, сюжеты), представлений пользователей соцсетей об их текущем положении в разных сферах жизни, а также попытка предсказать развитие данных представлений.

Для решения этих задач был настроен ежедневный мониторинг постов ковидной тематики. На основе данных мониторинга формировались тематические статистические обзоры, включавшие динамику количества сообщений и поисковых запросов, облака часто употребляемых слов, а также публикации по отдельным наиболее популярным сюжетам.

Результатом работы стали более 160 обзоров на основе данных мониторинга постов с упоминанием коронавируса и более 60 публикаций, написанных по итогам мониторинга отдельных наиболее популярных ковидных сюжетов. 

Данные, полученные в ходе мониторинга, были отражены в книге «Социология пандемии. Проект коронаФОМ». Также они использовались другими направлениями Проекта, а именно: учитывались при составлении опросных анкет, применялись при создании контента для разделов «Медики и пандемия», «Образ жизни и пандемия», «Малый бизнес и пандемия».

Помимо проведения ежедневного мониторинга соцмедиа, еженедельно рассчитывался Индекс Тональности определенных характеристик пандемической реальности. Индекс Тональности – это соотношение позитивных, негативных и нейтральных постов, содержащих упоминание той или иной характеристики. В результате фиксировалась динамика настроений пользователей Сети относительно отдельных аспектов пандемии. 

Всего отслеживались 23 характеристики, разбитые на четыре группы. Каждая группа соответствовала отдельному аспекту пандемической реальности: «Меры», «Борьба», «Последствия», «Забота о Здоровье». Индекс Тональности обсуждения аспекта рассчитывался как среднее арифметическое значений индексов его характеристик. Область значений – от 0 до 100. Если значение равно или больше 50, это позитивная тональность обсуждений, меньше 50 – негативная тональность обсуждений.

В ходе вышеописанных работ удалось в определенной степени отразить и зафиксировать присутствие пандемии в Сети. Все результаты мониторинга соцмедиа доступны на сайте Проекта коронаФОМ в подразделах «Мониторинг соцмедиа» и «Аналитика».

Евгения Кондрахина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2022 ФОМ