Почему коронакризис – время возможностей для женщин и как российские предпринимательницы трансформировали бизнес в разгар пандемии
Коронакризис и женские бизнесы: сложности и адаптация
Компания Mastercard ежегодно проводит исследование Mastercard Index of Women Entrepreneurs, MIWE, посвященное преодолению гендерного неравенства и помощи в раскрытии потенциала женщин-предпринимателей. Материалом для него выступают открытые данные глобальных организаций о 58 странах, что дает возможность делать выводы о 80% работающих женщин по всему миру.
По данным MIWE за 2020 год, 87% предпринимательниц столкнулись со сложностями в этот турбулентный период. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, женщины чаще всего ведут бизнес в тех отраслях, которые наиболее уязвимы во время экономического кризиса. Это торговля, организация общественного питания, гостиничный бизнес. Во-вторых, уровень интеграции цифровых технологий в компаниях, возглавляемых женщинами, в целом ниже, чем в тех, где руководители – мужчины. А пандемия требует от бизнеса высокого уровня цифровизации. В-третьих, удаленная учеба поставила перед женщинами необходимость уделять больше времени заботе о детях.
Однако пандемия дала возможность женщинам на руководящих позициях проявить свои незаурядные качества. Например, считается, что в Новой Зеландии, Германии и Финляндии были предприняты наиболее успешные меры по борьбе с коронакризисом. Во главе каждого из этих государств стоит женщина. По мнению Mastercard, это произошло благодаря особой женской способности эффективно руководить во время чрезвычайных ситуаций. Также отмечается высокая гибкость и адаптивность женских бизнесов к условиям новой нормальности. 34% предпринимательниц смогли перестроить свои компании для выживания в новых условиях.
Авторы исследования подчеркивают, что именно такие уникальные обстоятельства как пандемия могут способствовать продвижению инициатив гендерного равенства. Но только в том случае, если эти изменения будут активно поддержаны на уровне государств и крупнейших финансовых институтов.
Подробнее ознакомиться с исследованием вы можете в материале «Mastercard: как пандемия COVID-19 повлияла на женское предпринимательство».
Когда началась пандемия коронавируса, бизнес оказался в непростой ситуации, и время на принятие решений у предпринимателей сократилось до минимума. В такой ситуации героиням сюжета InStyle не помешала свойственная женщинам эмоциональность – приоритеты были расставлены быстро, и в кризисных условиях появились новые проекты.
Основательница и владелица сети салонов Legend NY Елена Махота трансформировала свой бизнес и запустила продажу премиальных наборов косметики для домашнего ухода во время закрытия основных точек красоты. Команда Legend NY реализовала новую идею буквально за три дня: прописали протоколы для сотрудников, инструкцию для клиентов, продумали, из чего будет состоять набор. Сначала запустили наборы для окрашивания, которые стали пользоваться большим спросом, затем – уходовые процедуры для волос, лица и ногтей.
«Мы, конечно, попали в точку с нашим проектом, потому что женщины в Москве привыкли к тому, что всегда могут прийти в салон и привести себя в порядок. Во время карантина салон Legend NY пришел к ним домой. С одной стороны, как предпринимателю мне был необходим проект, который позволил сети салонов остаться на плаву. С другой стороны, наша услуга порадовала многих женщин, и мы получили позитивный отклик на бьюти-боксы. Женщина всегда хочет быть красивой, неважно, что за окном – карантин или апокалипсис», – комментирует Елена Махота.
Генеральному директору сервиса по поиску бебиситтеров Kidsout Ирине Андреевой тоже пришлось оперативно изменить свой бизнес – она перевела работу с детьми в онлайн и помогла огромному числу родителей в период пандемии.
После того как объявили карантин, стало понятно, что Kidsout не сможет работать так, как работал раньше. Спустя неделю после начала локдауна у компании был запрос на детский садик онлайн от крупной IT-компании. За три дня команда собрала программу и подготовила бебиситтеров – педагогов, которые виртуально работали с детьми. Когда поступил запрос на второй детский садик, в Kidsout поняли, что онлайн-занятия для детей – это помощь, которую ищут закрытые с детьми родители. Было принято решение развивать направление онлайн-занятий как отдельный продукт «Академия Kidsout».
«Во время пандемии мы осознали, что масштаб нашей поддержки родителям и детям может быть гораздо больше. Сейчас на Kidsout можно найти бебиситтера, педагога, помощника онлайн-образования, а также онлайн-занятия и решения для праздников. Мы продолжаем развиваться», – рассказывает Ирина Андреева.
Другие истории предпринимательниц, сумевших выстроить бизнес во время пандемии, читайте в материале «Возможно все: 4 женщины-предпринимателя, которые сумели запустить бизнес в пандемию (и он выстрелил!)».