Продолжаем обзор интернет-мемов, посвященных прививочной кампании в России и ставших неотъемлемой частью сетевой культуры в период пандемии
«Эта подборка доступна только тем, кто уже получил оба компонента вакцины. Тем, кто не привился, мы пришлем самые неудачные шутки и мемы», – такими подводками сейчас пестрят различные медиа и группы в социальных сетях. Причина очередных шуток – все та же пандемия, а если точнее, связанные с ней меры.
В конце мая статистика заболеваемости снова поползла вверх. Результат – очередные ограничительные меры, закрытые после 23:00 рестораны и бары, отмененные музыкальные фестивали и настоятельные рекомендации о вакцинации. Журнал Maxim пишет, что в середине июня несколько российских регионов ввели обязательную вакцинацию для работников сферы общепита, торговли, транспорта, работников театров и музеев, школ и вузов. Первыми были Москва и Московская область, потом Кузбасс, Сахалин, Ленинградская область, Тульская область, Тверская область. А в столице даже объявили о розыгрыше двух квартир и пяти автомобилей среди новопривившихся москвичей. Что же касается непривитых, то им, после распоряжения мэра Сергея Собянина будет не так просто попасть в рестораны или кафе.
Конечно, в Сети эту тему не обошли стороной: антипрививочники негодуют, привитые ликуют, а интернет пестрит всевозможными мемами и шутками на злобу дня. В этом дайджесте мы собрали самые популярные из них.
В конце июня мэр Москвы Сергей Собянин постановил, что с 28 июня 2021 года посещать кафе и рестораны смогут только вакцинированные люди, у которых выявлено достаточное количество антител после болезни, а также те, кто сдал ПЦР-тест и получил отрицательный результат. Все три группы для посещения кафе обязаны получить специальный QR-код, позволяющий им находиться в местах общепита. На нововведение моментально отреагировали в Сети пластом шуток.
Одновременно с введением новых мер, в частности, QR-кодов для похода в кафе и рестораны, в Москве и других регионах России наступила аномальная жара. Столбик термометра достигал отметки 35 градусов, а, по ощущениям москвичей, и вовсе всех 40. Интернет-пользователи отреагировали на это вполне логично – выпустили очередную порцию мемов про ненормально жаркую погоду. Некоторые энтузиасты объединили это событие с прививочной кампанией – и вот что из этого вышло.
Споры о том, какая вакцина лучше – импортный Pfizer или отечественный «Спутник V», родились еще в прошлом году и идут по сей день. Правда, сейчас конкуренцию по числу обсуждающих им могут составить те, кто определяет лучшую из трех российских вакцин. И в том, и в другом случаи мемы не заставили себя долго ждать. Одним из самых популярных коллажей на эту тему стал знаменитый эпизод из отечественного фильма «Кавказская пленница».
В начале 2000-х в Рунете появился известный мем, который стал основоположником всей русской мемологии. На картинке Романа Яценко медведь, которого называют медведом, выходит из кустов с криком «Превед!», пугая парочку туристов, расслабляющихся на природе. Слово «превед» по своей сути – это эрратив, когда человек знает, как сказать правильно, но умышленно искажает лингвистическую норму. По словам автора, ему просто хотелось привлечь внимание к своей шутке на известном сайте dirty.ru. А в итоге вышел мем, который породил целую волну искажений слов, что привело к появлению так называемого «олбанского йезыга». Это одно из самых заметных явления Рунета.
И в 2021 году люди вспоминают медведа, только теперь он кричит из кустов не «превед», а «привит». Естественно, новая интерпретация старой шутки пришлась по нраву многим в Рунете.
Историю самого известного мема Рунета читайте в материале «Памятник интернету, которого больше не будет»: мему «превед, медвед» – 15 лет».
В народе очень любят фильм «Любовь и голуби», а также знаменитый диалог из него, где обманутая деревенская жена пытается поддеть гламурную разлучницу. Героиня Людмилы Гурченко являет собой образ хладнокровной женщины, которая легко парирует выпады в свою сторону. Создатели мемов пофантазировали, какие претензии могли бы быть ей адресованы в наше время и как бы она на них ответила.
Многие мемы создаются для того, чтобы подтрунивать над самими собой, над наиболее яркими чертами, присущими нашим людям. Именно так родилась очередная шутка, которая апеллирует к особенностям, сохраненным с советским времен, когда был дефицит и вместо «купить» часто говорили «достать». Если бы это была картинка, то, пожалуй, к ней бы отлично подошел герой Андрея Миронова из фильма «Берегись автомобиля», который успешно «доставал» технику для страждущих советских граждан.