Какие проблемы малого бизнеса удалось выявить в серии интервью с предпринимателями
В январе 2021 года ФОМ провел серию интервью с владельцами малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Приступая к этой работе, мы поставили задачу выяснить, как пандемия отразилась на состоянии малого бизнеса, с какими проблемами он столкнулся, как их решал, как настроен в отношение будущего. Нам важно было поговорить с теми владельцами малого бизнеса, чьи предприятия вследствие пандемии пострадали, но при этом продолжают работать, так как их опыт преодоления трудностей, их истории борьбы за существование представляются не только интересными, но и поучительными. Мы получили большой объем информации, которая ляжет в основу нескольких материалов. Этот текст – первый и самый общий обзор результатов проведенных интервью.
В январе эксперты ФОМа провели 32 глубоких интервью с владельцами малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями – из разных отраслей, разных регионов, с разным опытом ведения бизнеса. Часть информантов рекрутировались из панели предпринимателей ФОМа, часть – «снежным комом». В качестве метода сбора данных мы выбрали технику нарративного интервью, позволяющую информанту в комфортном для него темпе рассказать свою историю преодоления вызванных пандемией проблем, подробно остановиться на значимых для него эпизодах этой истории и проигнорировать несущественные, выплеснуть эмоции. Нам оставалось слушать и по завершении монолога задавать уточняющие вопросы.
Изначально мы планировали в своих интервью сконцентрироваться на текущих проблемах малого бизнеса, проблемах, возникших в результате так называемой второй (осенней) волны пандемии, но наши информанты неизменно возвращали нас к ситуации весны прошлого года, когда был введен локдаун, последствия которого в значительной степени и сегодня определяют состояние этого сегмента предпринимательства. Подробно о том, что происходило с малым бизнесом в первую волну пандемии, мы рассказывали в докладе «Краш-тест малого бизнеса», сейчас же только отметим, что часть наших информантов из-за введенных противоэпидемических мер была вынуждена приостановить деятельность своих предприятий, другая часть продолжала работать, но теряла в доходах.
Летом прошлого года, когда ограничительные меры начали постепенно отменять, стало очевидно, что покупательная способность населения снизилась, а опасения заболеть ковидом выросли. Эти два фактора, по мнению наших информантов, препятствовали восстановлению доходности предприятий сегмента B2C. Что касается предприятий из сегмента B2B, то многие их партнеры (и поставщики, и клиенты) оказались на грани банкротства, это привело к сокращению объемов работы и потере доходов.
Таким образом, отсутствие или значительное сокращение числа клиентов и, как следствие, снижение доходности стало главной проблемой владельцев малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Информанты говорили, что «выйти в ноль было приемлемым, главное – не уйти в минус». Средств не хватало в первую очередь на выплату зарплаты, во вторую – на арендную плату. Один из наших информантов, чей бизнес – сдача в аренду нежилых помещений, рассказал, что самым сложным месяцем для его бизнеса в прошлом году был август, потому что, несмотря на значительные уступки с его стороны, к концу лета некоторые арендаторы были уже не в состоянии платить за помещение. Договоры с ними были расторгнуты.
Осень, а точнее, октябрь, для некоторых из наших информантов, приостановивших весной деятельность своих компаний, стал первым по-настоящему рабочим месяцем; вынужденный полугодовой тайм-аут завершился фактически одновременно с началом нового роста заболеваний. Информанты говорили, что их пугала перспектива объявления второго локдауна, который их бизнес точно не переживет. И хотя эти опасения не оправдались, но неопределенность, невозможность планировать бизнес-деятельность на сколько-нибудь отдаленный период (горизонт планирования сузился в несколько раз: вместо пяти лет – год, вместо года – пара месяцев) для многих наших информантов стала одной из ключевых проблем.
В ноябре некоторые из предприятий малого бизнеса, возглавляемые участниками этого исследования, впервые вышли в плюс, хотя говорить о появлении позитивного тренда, по их словам, еще рано. Доходы населения по-прежнему невысоки, как скоро восстановится прежняя покупательная способность, непонятно, зато, по наблюдениям информантов, очевидно, что люди учатся бережливости, «зажимаются», отказывают себе в необязательном, меняется их отношение к расходам. Следует, однако, отметить, что в сегменте luxury (будь то товары или услуги) такой тенденции информанты не отмечали: «как покупали, так и покупают».
Снижение спроса на товары или услуги, производимые предприятиями части наших информантов, усугубляется ростом цен на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь не может не отражаться на стоимости продукции для конечного потребителя, который не готов только платить. Замкнутый круг.
Некоторые из участников исследования были вынуждены в целях экономии сократить собственную зарплату до уровня зарплаты своих работников, «а их зарплату уже сокращать некуда», – говорят они. Фактически для этих информантов снижение собственных доходов – последний ресурс экономии.
Ситуация с поставщиками не ограничивается только повышением стоимости их услуг или товаров – часть привычных партнеров закрыли свой бизнес, и теперь предпринимателям необходимо налаживать новые связи, тратить время и силы на поиск надежных партнеров. Хорошо, если предприятие нуждается в поставках продукции отечественного производства, но для тех наших информантов, чей бизнес завязан на поставках из-за рубежа или, напротив, поставках за рубеж, закрытые из-за пандемии границы стали очень серьезной проблемой.
Еще один узел сегодняшних проблем малого бизнеса – сотрудники. Для одних предприятий, где требуется неквалифицированный физический труд и предлагается невысокая оплата, проблема заключается в отсутствии претендентов. Массовый отток гастарбайтеров из России создает дефицит низкооплачиваемых неквалифицированных работников. Проблема усугубляется из-за распространения заболевания, «выбивающего» сотрудников, заразившихся ковидом, из рабочего процесса; на две-три недели человеку требуется замена, а найти ее сложно – на такие объявления откликаются, по словам одного из информантов, «либо пьяницы, либо «однодневки», которые работать не хотят и не умеют.
Помимо проблемы дефицита низкоквалифицированной рабочей силы выявилась проблема дефицита высококвалифицированных специалистов, способных работать в меняющихся условиях. Бизнесмен, говоривший об этой проблеме, считает, что в относительно благополучные допандемические времена предприниматели раздували штат, выбирая экстенсивный путь развития, что привело к деградации сотрудников, к отсутствию у них стимулов профессионального роста. Теперь, когда бизнес стремится сокращать издержки, повышать эффективность своей деятельности, спрос на высококлассных специалистов вырос, а соответствующих предложений на рынке труда мало.