О смысле и цели проекта коронаФОМ, ежедневном измерении ключевых индикаторов и о том, как вирус замедляет нашу жизнь
Нашествие коронавируса – переломный момент! Мир меняется: трансформируются инфраструктура жизни и образ жизни, преображаются люди. Сформированное до пандемии коронавируса социологическое знание об обществе, о социальных группах, о людях устаревает.
В этой ситуации мы запускаем Проект коронаФОМ, смысл которого наблюдать, изучать, описывать, пытаться понять тотальные социологические сдвиги и потрясения, происходящие на наших глазах. Он для тех, кто на переднем крае, как на фронте, – для тех, кто постоянно и профессионально участвует в реальном противостоянии коронавирусу, кто реализует профилактические и медицинские меры, чтобы помочь людям не заболеть и не умереть.
Мы осознаем, что для такой работы надо хорошо понимать людей в их нынешнем состоянии. И будем обеспечивать «фронтовиков» информацией о происходящем с людьми в условиях жизни, радикально изменившихся под влиянием пандемии и карантина.
ФОМ ежедневно публикует индикаторы социального КоронаКонтекста – 28 показателей, полученных на основе данных постоянно идущего всероссийского опроса и отражающих поведение людей в текущей ситуации.
Для удобства эти цифры объединены в восемь групп – «Знания», «Тревога», «Информация», «Меры», «Изменения», «Гигиена», «Социум», «Запасы», которые показывают, сколько россиян (в процентном соотношении от числа опрошенных), например, не следят за информацией о коронавирусе, перешли на удаленную работу, столкнулись с дефицитом медикаментов, не соблюдают домашний режим и т. д.
Новые данные ежедневно отображаются на табло индикаторов социального КоронаКонтекста – главном элементе сайта коронаФОМ. А один из ключевых индикаторов мы приводим в конце обзора.
В социальных сетях с 1 по 4 апреля было опубликовано 5 338 724 поста по теме «коронавирус». Больше всего сообщений – в соцсетях «ВКонтакте» (1 682 213) и «Одноклассники» (1 293 823). При этом 1 и 2 апреля наблюдался скачок – количество постов за день росло на 100–150 тысяч, но позже вернулось на прежний уровень.
По словам главного специалиста по сбору и анализу данных ФОМ Евгении Кондрахиной, этот показатель сравним с недельным объемом обсуждения в соцсетях вакцинации и месячным объемом обсуждения иммунитета.
Самыми популярными сообщениями – то есть набирающими наибольшее число лайков, комментариев, репостов и ретвитов – являются призывы оставаться дома (посты с хештегами #оставайсядома, #лучшедома) и пожелания здоровья. Что касается авторов, то 60% из них – холостые, 70% имеют высшее образование, а наиболее активными являются люди в возрасте 40–60 лет (38%).
Результаты ежедневного мониторинга социальных сетей и поисковых систем по теме «коронавирус»
Карантин преобразовал динамизм городской жизни. Чем это может обернуться для каждого из нас, рассуждает социолог ФОМ Радик Садыков. Не нужно спешить на работу или в детский сад. Нет опозданий, потому что нет встреч. Нервный дорожный трафик – олицетворение городского ритма – рассеялся.
Те, кому удается постепенно справиться с тревогой из-за угрозы заражения, стали ощущать свободу от стресса «мирной» жизни. Кроме того, возникло ощущение освободившегося времени. В СМИ обсуждают открывающиеся в этой связи возможности, но, как блестяще показал полвека назад социолог Эрвин Гоффман, освободившееся время – это убитое время, обычно его проводят бесцельно.
Прошло больше недели дома, и от вопросов, как защититься от вируса, мы переходим к вопросам, как провести свободное время. Уже слышатся жалобы, что нечем заняться.
Карантин – это пауза, предполагаемые последствия которой мы осознаем, когда говорим об экономике, но пока не осознаем их в отношении повседневной жизни.
Полный текст Радика Садыкова о том, как коронавирус замедляет жизнь
Если вы считаете наш сайт нужным и полезным вашим знакомым, порекомендуйте им стать нашими Подписчиками. Для этого попросите их заполнить регистрационную форму.