• к-Темы
  • 10.08.21

Основатель школы инноваций ИКРА: «Креативность – главная функция человека-создателя»

Василий Лебедев – об экспериментальных продуктах, трендах в креативной индустрии и планах на будущее

qr-code
Основатель школы инноваций ИКРА: «Креативность – главная функция человека-создателя»

Василий Лебедев – основатель и генеральный директор школы инноваций ИКРА. Автор креативной методологии CRAFT. Был многократным лауреатом премий FWA, Golden Drum Award и представлял Россию на международном фестивале производителей рекламы «Каннские львы». Совладелец СМИ Cossa.ru, креативного агентства Red Keds, член клуба предпринимателей «Эквиум».

Школа инноваций ИКРА специализируется на инновационном консалтинге и развитии бизнес-процессов компаний. С 2009 года проводит стратегические и креативные сессии, деловые игры, создает в компаниях инхаус-агентства, организует менторские сессии для руководителей. Среди клиентов – «Яндекс», «Сбер», Visa, Tele2, «Билайн», Mail.ru, «Ростелеком», QIWI, «Альфа-Банк», «Газпром нефть», Danone и другие.

Переход в онлайн и запуск экспериментальных продуктов

В начале пандемии многие клиенты ИКРЫ отказались от проектов. Программы обучения школы были направлены в основном на взаимодействие в офлайн-среде, что в условиях самоизоляции стало невозможным. Ситуация потребовала быстрой реакции, поэтому руководство школы приняло решение о переводе проектов в онлайн.

«ИКРА – в первую очередь офлайновая структура. До пандемии мы много времени посвящали педагогическим практикам построения значимого опыта в реальной среде. Когда мы в конце марта запустились в онлайне, это было настоящим приключением. Буквально за месяц пришлось перестраивать бизнес-модель, внедрять смешанные форматы и искать новые решения».

Ключевые направления деятельности компании

· Создание в компаниях инхаус-агентств и креативных команд.

· Помощь в создании инновационных продуктов. Настройка креативных, стратегических и бизнес-процессов.   

· Методическая разработка инновационных процессов.   

· Изучение soft skills, креативных и командообразующих методологий.

· Разработка и проведение деловых игр.   

· Обучение стратегическим дисциплинам, креативному мышлению и soft skills.

· Развитие и популяризация собственной креативной методологии CRAFT.

· Подготовка кадров для инновационных команд крупных компаний.

По мнению Василия Лебедева, пандемия ускорила процесс трансформации: школа перешла от модели услуг к продуктовой модели, запустив набор экспериментальных продуктов. Для этого команда разделила все услуги на разные продуктовые портфели, сделав акцент на наиболее актуальных направлениях.

«В середине марта 2021 года мы открыли «продуктовую фабрику», выделив восемь направлений и сформировав по каждому из них бизнес-процессы. Мы смотрели, какие продукты наиболее актуальны и убирали те, которые не приносили прибыли. Были запущены экспериментальные продукты, среди которых «Форум по Soft Skills», «Горячая линия консультаций от ИКРЫ», различные креативные спринты, индустриальные встречи, в ходе которых применялась комбинация Zoom и Miro».

Сервис Miro – интерактивная доска, аналог флипчарта в интернете. Ей удобно пользоваться во время мозговых штурмов и быстро фиксировать результаты командной работы.

Среди продуктов, наиболее востребованных в пандемию, Василий Лебедев отмечает те, что связаны с сотворчеством. Также возросла популярность деловых интерактивных игр в онлайне, направленных на развитие «мягких» навыков и инновационных компетенций. Пристальное внимание руководство компаний-клиентов уделяло проблеме выгорания сотрудников, которая обострилась с переходом на удаленку. Отвечая новым клиентским запросам, ИКРА запустила совместные креативные сессии.

«Пользовались спросом сессии совместного творчества: клиент приглашал потребителей продукта и вместе с ними разрабатывал новую схему взаимодействия с продуктом. Кроме того, были востребованы деловые игры. Для этого мы перевели офлайн-проекты в онлайн, выстроили систему развития «мягких» навыков в онлайне. Также открыли направление коучинга, в рамках которого помогали людям ставить цели и достигать их. Сейчас главный вызов для школы – выстроить бизнес-процессы по отработке и созданию продуктов так, чтобы они отвечали клиентским запросам».

Во многом благодаря пандемии у ИКРЫ появились не только новые продукты и форматы работы, но и новые клиенты и поставщики. Сравнивая нынешние финансовые показатели компании с допандемическими, Василий Лебедев отмечает, что они выросли примерно в полтора раза.

«Мы совершенно точно выросли, стали сильнее, нашли новых партнеров, научились запускать проекты в онлайне в интересном формате лайфсессий. Вообще, это был период, когда мы изучали много разных форматов».

«Мягкие», или «гибкие» навыки (от английского soft skills) – совокупность дополнительных неспециализированных навыков, которые способствуют эффективному рабочему процессу (умение вести переговоры, обучаемость, креативность, навыки командной работы). «Жесткими» (от английского hard skills), в свою очередь, являются профессиональные навыки.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

«Ручное управление» компанией и другие внутренние изменения

В пандемию в компании трансформировалась система управления. Василий Лебедев стал значительно чаще взаимодействовать с командой. В начале каждой недели он ставил перед сотрудниками цели и задачи, информировал их о работе с клиентами, ситуации на рынке в частности и в стране в целом. Это помогало бороться с паникой и страхами в коллективе.

«В этот период мы реформировали структуру управления таким образом, чтобы сменить «зеленый культурный код» на «красный» – перейти на своеобразное военное положение, когда компания находится на «ручном управлении». Каждый понедельник я говорил, как мы будем работать эту неделю, что во многом помогло поддерживать связь с командой. Мы работали в таком режиме примерно четыре месяца. Это было интенсивно и увлекательно».

Василий Лебедев отмечает, что пандемия сплотила коллектив. Залогом успешной адаптации сотрудников к новой реальности он считает следование общим ценностям и готовность совместно решать задачи. Руководитель школы также подчеркивает значимость команды в бизнесе. По его мнению, именно благодаря сотрудникам бизнес сохраняет свои позиции и растет. Поэтому для руководства школы было важно сохранить команду и зарплаты.

Культура взаимной поддержки

Руководитель школы отмечает, что в начале пандемии команда сфокусировалась на том, чтобы помочь клиентам пережить тяжелый период. ИКРА выступала не просто как подрядчик, а как партнер, который помогал компаниям-клиентам решать задачи бизнеса.

Компания всегда старалась развивать культуру взаимной поддержки с поставщиками и клиентами. По мнению Василия Лебедева, это пошло на пользу бизнесу и помогло удержаться на плаву в пандемию. Многие клиенты шли навстречу компании, выплачивая часть авансовых платежей, которые спасли ИКРУ в сложный период, а поставщики предоставляли некоторые услуги бесплатно.

«Мы всегда лояльны к нашим партнерам. Понимая ситуацию, в которой они оказались, мы старались своевременно выплачивать деньги подрядчикам и контрагентам. Там, где это было невозможно, платили частично. Таким образом, сформировалась культура взаимной поддержки, которая и позволила ИКРЕ успешно преодолеть трудности».

О трендах

1. Возникновение креативных инхаус-агентств

Рассуждая о трендах в креативной индустрии, Василий Лебедев отмечает, что пандемия способствовала возникновению в компаниях собственных креативных команд, которые развивают продукты и отвечают за рекламную коммуникацию. По мнению руководителя школы, это может привести к тому, что на рынке останутся только сильные игроки.

«Многие из известных креативных директоров, продюсеров, копирайтеров идут работать в инхаус-агентства. И этот тренд будет усиливаться в ближайшие пять лет. Конечно, останутся сильные агентства. Например, те, кто классно делал ролики, продолжат их делать. Скорее, этот тренд «смоет» агентства среднего уровня, чьи компетенции больше не понадобятся».

Инхаус-агентство – команда внутри компании, разрабатывающая маркетинговые и стратегические решения для материнского бренда, то есть занимающаяся тем, для чего раньше требовались подрядчики.

2. Трансформация клиентского опыта

По наблюдениям Василия Лебедева, в настоящее время происходят рефрейминг и поиск новых идей внутри устоявшихся моделей поведения. Одним из ярчайших примеров подобной трансформации, которая затронула многих в пандемию, является превращение домашнего пространства в рабочее. Василий Лебедев отмечает, что изменение клиентского опыта будет продолжаться через синтез разных фреймов.

«Любой клиентский опыт происходит в конкретном фрейме. В свое время я выпустил книгу «СRAFT: как создавать большие идеи», которая рассказывает про конструирование фреймов в бизнес-контексте. И сегодня, спустя четыре года после выхода книги, мы видим, как происходит рефрейминг: появляются салон связи как музей, университет как рабочее место, ресторан как библиотека и т. д. Если мы внимательнее посмотрим на физические и виртуальные места, в которых находимся, то удивимся, насколько они стали сложнее».

Навыки, востребованные в новой реальности

По мнению руководителя школы ИКРА, чем интенсивнее будет происходить автоматизация процессов, тем большую ценность будут представлять креативные навыки. Способность креативно мыслить приобретает особый смысл, ведь рутинными процессами могут заниматься роботы. Навык нестандартного мышления особенно важен при создании новых продуктов, бизнес-моделей.

Наряду с креативными навыками важными становятся умения работать в команде, применять навыки коллаборации и коммуникации. Василий Лебедев считает, что именно сочетание «мягких» и «жестких» навыков приводит к наиболее эффективному результату, созданию инновационных продуктов. Востребованным становится и критическое мышление, которое поможет проанализировать результаты работы.

Уроки пандемии

1. Руководителю важно постоянно развивать управленческие навыки

По словам Василия Лебедева, в пандемию он приобрел новый опыт и развил необходимые в условиях кризиса компетенции. Особенно пригодились навыки кризис-менеджмента и оперативного планирования рисков, а также умение эти риски нивелировать.

2. Сплоченная команда – один из залогов успеха

Пандемия стала своеобразной проверкой на прочность для команды школы ИКРА. Это позволило управленцам убедиться в крепости командного духа коллектива. По мнению руководителя школы, ключевые качества, которые проявились в коллективе в пандемию, – сплоченность и внимательное отношение к другим. Именно благодаря совместным усилиям удалось преодолеть трудности.

«Я убедился, насколько важно решать все проблемы сообща, вместе с командой, вместе с семьей поддерживать друг друга, не сдаваться, быть добрыми друг к другу».

3. В кризис важно доверять друг другу, выстраивать партнерства

По наблюдениям Василия Лебедева, в пандемию люди стали более отзывчивыми, стали больше доверять друг другу. Большинство осознали, что в одиночку справиться с негативными последствиями эпидемии будет сложно, поэтому они стали помогать друг другу, невзирая на прошлые обиды.

«В пандемию я обнаружил, что у меня больше друзей и союзников, чем я предполагал. И если не следовать стереотипам, а самому решать, кто твой друг, жизнь начнет меняться».

4. Нужно внимательно относиться к ошибкам

Ошибки могут быть полезными, если уметь извлекать из них уроки. Они служат своеобразными указателями направления, в котором нужно двигаться, чтобы повысить личную эффективность. Оглядываясь назад, Василий Лебедев отмечает, что что-то он мог сделать иначе. Новый опыт позволяет переосмыслить прошлые действия, поэтому важно время от времени анализировать их и делать выводы.

«Всех ошибок, что я сделал за 12 лет, и не перечислить. Сейчас я был бы менее резким с одними, давал бы больше самостоятельности другим, больше бы слушал, меньше говорил. Теперь я стараюсь записывать свои ошибки, потому что это позволяет переносить их из головы в заметки».

Планы на будущее

Василий Лебедев поделился, что в ближайшем будущем школа планирует развивать центр сертификации методологии CRAFT. Его ученики могут освоить уникальный инструментарий инноватора, стать частью сообщества методологов и практиков, внедряющих бизнес-инновации.

Также ИКРА обучает инструменту для создания идей в образовании CRAFT/ED. Это направление методологии CRAFT, адаптированное под образовательные процессы. После прохождения программы участники пересматривают подход к образовательным процессам, так как получают алгоритм и методики создания вовлекающих образовательных программ. Ближайший курс стартует в ноябре. Кроме того, готовится к публикации книга про CRAFT/ED.

CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) – методология, которая помогает подавать и осуществлять большие идеи, превращать абстрактные смыслы в рабочие продукты. Методология развивается с 2009 года и используется бизнесом в коммуникационной среде (создание стратегий и новых продуктов).

Помимо этого, школа инноваций ИКРА вместе с компанией Visa запускает линию акселераторов, которые предлагают интенсивную программу развития стартапов.

«Сейчас выходит проект Visa Everywhere Initiative 2021, в создании которого принимала участие ИКРА. Это один из самых крупных акселераторов в стране. Кроме того, мы будем рады поговорить со всеми, кому интересно делать инновационные акселераторы вместе с нами».

В планах школы выход на международные рынки. Руководство уже сейчас ведет переговоры с компаниями из Нидерландов и США (в частности, из Кремниевой долины) на предмет открытия филиалов ИКРЫ.

Комментарий исследователя

Изменившаяся реальность диктует новые правила и форматы работы образовательных проектов. Следуя новым тенденциям, школа инноваций ИКРА адаптировала все программы под онлайн, за месяц перестроив бизнес-модель и изучив множество форматов. Также компания запустила экспериментальные продукты, отвечающие новым клиентским запросам.

Переход на удаленную работу повлек за собой изменения в коммуникации компании. Режим еженедельного взаимодействия с сотрудниками позволил руководству удерживать связь с командой, бороться с паникой в коллективе. Залогом успешной адаптации сотрудников к новой реальности руководитель школы считает следование корпоративным ценностям и сплоченность коллектива перед общим вызовом. Кроме того, удержаться на плаву помогла развитая культура взаимной поддержки в общении с поставщиками и клиентами.

Екатерина Никифорова, дата проведения интервью: 27.05.2021

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ