• к-Темы
  • 21.01.21

От социологии пандемии к социологии малого бизнеса

Подведение итогов года в разделе «Малый бизнес и пандемия»

qr-code
От социологии пандемии к социологии малого бизнеса

Один из лучших способов начать новый год – подвести итоги предыдущего, тем более когда эти итоги задают тон и определяют содержание будущей работы. В нашем случае именно так и получилось: исследование самочувствия российского малого бизнеса в период первой волны пандемии, о котором мы рассказывали в этом разделе в течение последних трех месяцев 2020-го, вдохновило на создание целого проекта или даже полноценного нового направления работы ФОМа. О том, каким будет новый проект по изучению российского предпринимательства и как мы пришли к идее его создания, рассказываем в этой статье.

Малый бизнес и пандемия

«Малый бизнес и пандемия» – пожалуй, самый «юный» раздел на к-ФОМ: первые материалы начали появляться здесь в середине прошлой осени. Однако стартовал раздел сразу с подведения итогов. Цель его создания заключалась в том, чтобы лаконично и понятно рассказать читателям сайта о результатах исследования «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии». Уверены, что даже не самые внимательные посетители нашего раздела замечали в начале большинства статьей выноску с описанием этого исследования.

В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.

У «Краш-теста» не было заказчика или спонсора: все 24 компании, включая ФОМ, решили заняться этим проектом по собственной инициативе. На рынке такое случается нечасто, все-таки исследовательский бизнес – в первую очередь бизнес, особенно для региональных компаний, составивших большинство в этом исследовательском объединении, которое в дальнейшем мы обозначили словом «консорциум».

На первом этапе участников будущего консорциума объединил методический эксперимент. Коронавирус лишил социологов привычных офлайн-полей: опрашивать людей в квартирах стало невозможно. Но в то же время пандемия подтолкнула компании к освоению онлайн-инструментов.

В марте 2020 года ФОМ провел несколько онлайн-конференций, посвященных методу онлайн-фокус-групп, в каждой из которых участвовали около сотни представителей компаний-Партнеров ФОМ, постоянно сотрудничающих с нами на этапе сбора данных в регионах. От теории участники мероприятий быстро перешли к практике и после нескольких экспериментов с методом – пробных фокус-групп – решили закрепить полученные навыки уже в боевых условиях. Так появились исследование «Краш-тест малого бизнеса» и исследовательский консорциум, который над ним работал.

Основные вопросы исследования «Краш-тест малого бизнеса»

1. Какова эмоциональная реакция предпринимателей̆ на сложившуюся ситуацию? Можно ли выделить типы эмоциональной̆ реакции на кризис и понять, для кого они характерны?

2. Какие проблемы, спровоцированные коронакризисом, информанты считают главными? Как они оценивают положение своего бизнеса и отрасли? Как адаптируются к ситуации кризиса? Какие бизнес-стратегии выбирают и как справляются с ограничениями?

3. Как предприниматели оценивают меры государственной̆ поддержки и роль государства в кризисный̆ период? Каковы отношение и конкретные запросы к органам власти?

4. Как предприниматели видят собственное будущее и судьбу малого бизнеса в нашей̆ стране?

5. Как кризис обнажил предпринимательскую идентичность? Какие глубинные черты людей̆, делающие их предпринимателями, проявились в кризис и какую роль они сыграли в выборе стратегии преодоления кризиса?

Многие результаты исследования трудно назвать неожиданными: коронакризис обострил большинство проблем, существовавших и до него. Значительное число предпринимателей восприняли антиковидные ограничения как избыточно жесткие и к тому же непоследовательные. Вынужденные подчиниться фактическому запрету на деятельность и при этом обязанные выплачивать сотрудникам зарплату в ходе нерабочих недель, предприниматели с раздражением наблюдали, как их клиенты продолжают активно пользоваться общественным транспортом, ходить без масок и общаться. Огромное количество небольших компаний, которым нужна была помощь, не попали в список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей и не смогли воспользоваться мерами господдержки. Все это значительно расширило существовавшую и раньше пропасть недоверия между малым бизнесом и государством.

Тем не менее исследование позволило зафиксировать целую палитру разных стратегий адаптации предприятий малого бизнеса к разразившемуся кризису. На фокус-группах участники исследования обсуждали перевод бизнеса в онлайн, стратегии удержания клиентов и поддержки сотрудников, пытались составить прогнозы и описать условия восстановления своего бизнеса и отрасли, когда угаснет пандемический шторм.

Пожалуй, самым любопытным в общении с предпринимателями оказалось, что несмотря на всю сложность рыночной ситуации, негативные оценки будущего и усталость от постоянной борьбы с последствиями кризиса, большинство информантов не теряли веры в себя и свою способность преодолеть трудности. Такое отношение к себе и своему делу проявлялось почти как черта характера, особый «предпринимательский дух», свойственный людям, занимающимся бизнесом. «На то мы и предприниматели, чтобы что-то предпринимать», – сказал один из участников исследования.

Социология малого бизнеса

Опыт работы исследовательского консорциума показал, что Партнеры ФОМа готовы участвовать в дальнейшем изучении малого бизнеса и развитии проекта. И если первые исследования должны быть посвящены самой горячей проблеме – последствиям пандемии коронавируса для российского малого бизнеса, то следующие помогут раскрыть другую важную проблематику, связанную с развитием предпринимательства в России. Это новое направление в работе ФОМа получило название Социология Малого бизнеса, сокращенно – СМБиз.

«Актуальность этих исследований продиктована в том числе небольшой̆ на фоне других государств долей̆ малого бизнеса в структуре российского ВВП и стратегическими планами руководства страны по кратному увеличению этой̆ доли в горизонте нескольких лет. В начале 2020 года вклад этого сектора экономики в ВВП составлял 20,2%. Тогда как в Германии эта доля – около 55%, а в Китае – около 85%. В соответствующем Национальном проекте на 2024 год предусмотрено доведение доли малого бизнеса в ВВП до 32,5%. Для достижения этой̆ цели наличие точных социологических данных является условием sine qua non.

Зарегистрированные предприниматели составляют около 4% взрослого населения РФ. Стандартные методы опросов населения, основанные на случайной̆ выборке, для охвата предпринимателей̆ оказываются слишком дорогостоящими. ФОМ предлагает уникальный инструмент, который поможет сделать эти исследования более доступными и оперативными».

Роман Бумагин, куратор исследовательского консорциума

В основе направления СМбиз – работа с данными Панели, формированием которой сейчас занимается ФОМ. Панель Малого бизнеса (ПМБ) – это база данных предпринимателей, готовых к регулярным и многократным контактам с исследователями в формате как количественных, так и качественных исследований. С каждым новым исследованием мы сможем получать больше новой информации о каждом участнике Панели, узнавая все больше деталей о бизнесе, взглядах и проблемах наших информантов.

ФОМ собирает данные участников опросов, согласившихся на дальнейшее взаимодействие. Сейчас количество этих людей уже превысило 100 тысяч. Среди них мы и выбираем предпринимателей, приглашаем их стать участниками Панели.

Одним из главных направлений для исследований на ПМБ станет изучение региональной специфики малого бизнеса, понимание которой необходимо для принятия управленческих решений по его развитию. В основе этих исследований лежит осознание того, что бизнес-среда каждого субъекта уникальна, а значит, требует индивидуальных стратегий улучшения делового климата и решения локальных проблем.

Однако исследовательский интерес не ограничивается поиском региональных различий, в фокусе окажутся и другие вопросы: отношения малого бизнеса и государства, демография малого бизнеса («рождаемость и смертность» предприятий), налоговое и финансовое поведение малого бизнеса, оценка престижности профессии предпринимателя и многие другие.

Обеспечить такой разноплановый подход поможет партнерское участие в проекте экспертов из разных отраслей: социологии, экономики, госуправления и других. ФОМ приглашает к сотрудничеству заинтересованных исследователей и исследовательские коллективы, которые смогут реализовать собственные идеи и предложить новые направления для работы с Панелью Малого бизнеса.

«Панель Малого бизнеса будет той экспериментальной установкой, на которой можно развивать различные исследовательские направления и темы как нашими силами, так и силами тех исследователей, которые к нам примкнут».

Александр Ослон, генеральный директор ФОМа

Иван Грибов

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 Фонд Общественное Мнение