• к-Дайджесты
  • 04.03.22

Пандемия и художественная литература

Осмысление пандемии через призму художественной литературы, предсказания фантастов и влияние карантинных мер на писателей и их сюжеты

qr-code
Пандемия и художественная литература

Подборки художественных книг на тему эпидемий

С самого начала пандемии коронавируса многие люди, вынужденно оказавшиеся на самоизоляции, стали больше читать, в первую очередь – художественную литературу. При этом некоторых их них сразу заинтересовались темой эпидемий. Кто из писателей освещал ее в своих произведениях? Какую роль сюжеты об эпидемиях играют в мировой литературе, и в рамках каких жанров писатели уже работали с этой темой? Ответить на эти вопросы читателям помогли многочисленные подборки книг по теме, составленные разными журналистами и публицистами. Одна из таких подборок включает пять известных произведений: «Чума» Альбера Камю, «Штамм «Андромеда» Майкла Крайтона, «Противостояние» Стивена Кинга, «Глаза тьмы» Дина Кунца и «Станция Одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел. Примечательно, что все эти произведения выходили в разные десятилетия, с 1940-х по 2010-е годы. Произведения принадлежат к совершенно разным жанрам, включая экзистенциальную драму, научную фантастику и ужасы, и затрагивают различные эпидемии – от чумы и свиного гриппа до заражения инопланетным вирусом. В некоторых произведениях эпидемии приобретают апокалиптические масштабы, выводя сюжет на тему выживания в условиях опустения планеты.

Любопытно, что к данной подборке оставили комментарии несколько экспертов из разных сфер. Так, отвечая на вопрос, почему подобные сюжеты привлекли внимание читателей, главный редактор книжного сервиса MyBook Екатерина Писарева сказала, что в этих произведениях читатели хотят найти подсказки, что им делать в аналогичной ситуации. А историк и специалист по конспирологии Илья Яблоков посчитал, что эти книги помогают людям заглянуть внутрь себя и осознать роль безликих социальных институтов в нашей жизни. Оба эксперта отметили, что перечисленные книги обладают своего рода терапевтическим эффектом и благодаря своим счастливым финалам дают читателю надежду.

Ознакомиться с мнениями экспертов о книгах можно в материале «Они все знали: пять фантастических книг про эпидемии».

Прогнозы о появлении произведений на тему коронавируса

В первый год пандемии многие авторы художественной прозы только начали осмыслять тему коронавируса и готовиться к тому, чтобы как-то отразить ее в своих будущих произведениях, однако некоторые писатели пошли дальше и попытались спрогнозировать, когда появятся первые книги о пандемии COVID-19. Так, американский писатель Крис Бохджалян пришел к выводу о том, что серьезное осмысление пандемии найдет отражение в художественных произведениях только через несколько лет. Свой прогноз он связал с воспоминанием об аналогичной ситуации с осмыслением трагедии 11 сентября 2001 года (взрывы башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке). Полноценные произведения об этой трагедии появились только в 2005 году с выходом романов «Суббота» Иэна Макьюена и «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера. Схожие по тематике книги других известных авторов (например, роман «Падающий» Дона Делилло) выходили и позже, однако до 2005 года о трагедии в художественных произведениях если и упоминалось, то только мельком. Сам Крис Бохджалян сказал, что писать о пандемии не планирует.

Узнать больше о параллелях в литературе между пандемией и трагедией 11 сентября можно в материале «Время появления романов о коронавирусе спрогнозировали по аналогии с 9/11».

Пример романа о самоизоляции

Первые произведения, затрагивающие непосредственно пандемию коронавируса и самоизоляцию, уже появляются на прилавках книжных магазинов и набирают популярность. Так, в конце 2021 года вышел роман молодой череповецкой писательницы Александры Шалашовой «Выключить мое видео». Роман повествует о десятиклассниках, учащихся на удаленке, в основе сюжета – первая любовь и неформальные отношения между учеником и учительницей. Литературные критики отмечают, что карантинный антураж и практика дистанционного обучения позволили автору сделать три интересных хода: оформить повествование как зум-конференцию, в ходе которой герои поочередно получают слово, оставить родителей некоторых персонажей без работы и тем самым усугубить материальные проблемы их семей, а также заставить мать одной из главных героинь овдоветь из-за коронавируса. Роман произвел впечатление на критиков и читателей и снискал славу в узких кругах любителей отечественной молодежной прозы.

Ознакомиться с рецензией на роман Александры Шалашовой можно в материале «Сближение на «удаленке». Фальшивая правильность и праведность глазами школьников».

Фантасты – о пандемии и ее влиянии на мир и научно-фантастическую литературу

В июне 2020 года в рамках XV Международного Санкт-Петербургского книжного салона прошел виртуальный круглый стол писателей-фантастов, участники которого высказали свои соображения о пандемии. Все писатели сошлись на том, что мир после пандемии уже не будет прежним, однако разошлись в степени оптимистичности своих прогнозов. Так, знаменитый автор «Дозоров» Сергей Лукьяненко и автор стимпанк-цикла «Герметикон» Вадим Панов сказали, что верят в лучшее будущее, в котором человечество станет только сильнее. Писатели Роман Злотников и Кирилл Бенедиктов, напротив, выразили опасения насчет эпидемий, которые обязательно последуют за нынешней. Что касается непосредственно литературы, то писатели пришли к единому мнению, что в столь тяжелые времена лучше не писать «чернуху» и хорроры про постапокалипсис, а порадовать читателей чем-то добрым.

Узнать подробнее о том, что думают российские фантасты о пандемии, можно из материала «Писатели-фантасты рассказали о том, каким будет мир после пандемии».

Майкл Суэнвик – о новых реалиях в мире научной фантастики

Другой прогноз о том, что ждет научно-фантастическую литературу во время и после пандемии, тем же летом 2021 года привел президент Интернационального союза писателей, мэтр литературного направления «новые странные» и автор цикла в жанре техно-фэнтези «Хроники железных драконов» Майкл Суэнвик. Американский писатель сказал, что фантастам карантин дал возможность писать еще больше, а также ускорил интернационализацию научной фантастики: раньше в американских журналах редко публиковались рассказы писателей из Азии или Африки, а в последние пару лет это стало обычным делом. По мнению Майкла Суэнвика, это меняет мир научной фантастики совершенно непредсказуемым образом. По поводу перехода фестивалей фантастов из-за эпидемиологической ситуации в онлайн писатель заявил, что, по его мнению, в ближайшие годы будут освоены гибридные форматы: фестивали вернутся в офлайн, но и возможность дистанционного участия у авторов и читателей останется. Майкл Суэнвик также дал молодым авторам совет развивать воображение и осваивать новые идеи, поскольку для фантастики идеи важнее стиля.

Прочитать интервью с культовым американским писателем можно в материале «Майкл Суэнвик: пандемия непредсказуемо изменит мир научной фантастики».

Планы «короля ужасов» на роман о пандемии

Стивен Кинг, прозванный королем ужасов, но работающий и в других жанрах, планирует взять за основу следующего романа события 2020 года. Как отметил писатель, пандемия повлияла на содержание его нового детектива «Билли Саммерс», который вышел в США летом 2021 года. По словам Стивена Кинга, дописывая книгу в 2020 году, он был вынужден перенести сюжет в 2019 год, поскольку в реальной жизни из-за карантинных мер оказались невозможными некоторые события, происходящие с героями романа. В августе прошлого года он также сообщил на ток-шоу Вупи Голдберг, что пишет роман о коронавирусе и эта история дается ему с трудом.

Узнать больше о влиянии пандемии на творчество Стивена Кинга можно в материале «Стивен Кинг сообщил о планах написать книгу о пандемии COVID-19».

Константин Жигадло

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2022 ФОМ