• к-Темы
  • 06.08.21

Панель Малого бизнеса ФОМ – уникальный инструмент для репрезентативных опросов предпринимателей

Кто стал участниками Панели и что можно изучать с ее помощью

qr-code
Панель Малого бизнеса ФОМ – уникальный инструмент для репрезентативных опросов предпринимателей

По данным ФНС на май 2021 года, в России зарегистрировано 5,8 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. В этих компаниях и индивидуальных предприятиях (ИП) работают в общей сложности 15,5 млн человек. С учетом членов их семей ситуация в сфере малого бизнеса напрямую затрагивает 40–50 млн жителей нашей страны, то есть практически треть населения. Проблемы, с которыми малый бизнес столкнулся во время пандемии, отразились на жизни этого огромного числа людей.

В процессе изучения последствий пандемии для российского малого бизнеса в ФОМе оформилось отдельное направление Социология малого бизнеса (Проект СМБиз). Основой его инфраструктуры стал особый исследовательский инструмент – Панель Малого бизнеса ФОМ.

Панель Малого бизнеса ФОМ открывает новые возможности для исследований российского предпринимательства.

Предприниматели – труднодоступная группа для исследований. В любых репрезентативных опросах со случайной выборкой группа предпринимателей составляет всего 4%. Поэтому, чтобы отобрать для исследования и опросить одну-две тысячи предпринимателей, требуется отсеять десятки тысяч респондентов. Идти таким путем очень затратно.

Панель Малого бизнеса ФОМ – это база предпринимателей, уже согласившихся принимать участие в опросах и готовых делать это с некоторой регулярностью. Таким образом, Панель открывает возможность для оперативных и сравнительно недорогих репрезентативных исследований целевой группы предпринимателей и представителей малого бизнеса.

Какие исследования можно проводить на Панели?

Панель позволяет использовать разные методы исследований: опросы, интервью, фокус-группы и другие.

Регулярные и мониторинговые исследования. Отслеживание динамики настроений и мнений.

Тематические исследования. Отношение предпринимателей к конкретным событиям и решениям.

Изучение особенностей разных групп предпринимателей, отобранных по определенному признаку: отрасли, рынку, размерам бизнеса, региону, возрасту и др.

Формирование сообществ и рабочих групп. Участие предпринимателей-панелистов в мозговых штурмах, тестировании и доработке концепций и решений.

Лонгитюдные исследования. Многолетняя индивидуальная работа с конкретными участниками – отслеживание личных и предпринимательских траекторий.

Главная особенность Панели – реалистичное отражение российского малого бизнеса в структуре населения.

Участников Панели мы отбираем из всероссийских репрезентативных опросов ФОМа, в основе которых всегда лежат методы случайного отбора респондентов. Это отличает нашу Панель от других подобных проектов, в которых пополнение базы происходит с помощью источников, не гарантирующих репрезентативность.

предприниматели из всех регионов России

31% ЦФО / 18% ПФО / 12% СЗФО / 12% СФО /11% ЮФО / 8% УФО / 4% ДФО / 3% СКФО

горожане и сельские жители: 26% – из мегаполисов / 41% – из городов среднего размера / 23% – из малых городов, пгт и сел

3000 предпринимателей участвуют в Панели на начало мая 2021 года. Каждый месяц Панель пополняется: к ней подключаются примерно 100 новых предпринимателей.

При включении в Панель предприниматели проходят установочный опрос для составления Паспорта панелиста, содержащего базовую информацию об участнике панели. В Паспорт входят сведения о сфере деятельности предприятия, основном потребительском сегменте, размере и динамике выручки, количестве наемных сотрудников и др. Результаты каждого последующего опроса можно сопоставлять с данными Паспорта и результатами предыдущих опросов. Так, с каждым новым опросом мы получаем все больше информации как о конкретном предпринимателе, так и об участниках Панели в целом.

Ключевая информация об участниках панели доступна на интерактивном Табло. Оно обновляется раз в месяц по мере пополнения Панели новыми участниками.

Перейти к Табло

1. Какие типы компаний присутствуют в панели?

Предприниматели, зарегистрировавшие свой бизнес в форме ИП (индивидуальные предприниматели), составляют 63% участников Панели, в форме юридического лица – 36%. Респонденты, определяющие себя как самозанятые, не приглашаются в Панель.

2. В каких отраслях ведут бизнес предприниматели?

Розничная торговля и оказание услуг населению – традиционные сферы для малого бизнеса, в большей степени они характерны для ИП. Бизнес юрлиц в два раза чаще связан со сферами строительства, оптовой торговли и промышленного производства. Заметная часть Панели представлена бизнесом из сферы профессиональных услуг (реклама, право, консалтинг).

3. На каких рынках специализируются предприниматели?

Специализация индивидуальных предпринимателей – сфера потребительских товаров и услуг, юридические лица чаще специализируются на работе на государственного заказчика.

4. Сколько сотрудников работает в компаниях предпринимателей?

Подавляющее большинство участников Панели – представители микропредприятий, в их компаниях работает меньше 15 сотрудников (критерий дохода также подтверждает статус большинства панелистов как представителей микробизнеса). Почти половина респондентов говорит о том, что работает без наемных сотрудников: среди ИП таких – 66%, а среди юрлиц – только 17%.

Отличительная особенность Панели – информация о влиянии пандемии на малый бизнес.

Стандартный профиль участника – Паспорт – включает в себя общую оценку предпринимателем влияния пандемии на его бизнес, информацию об изменениях разных показателей компании за кризисный год, а также детализированный реестр проблем, возникших у предпринимателя из-за кризиса.

1. Как предприниматели оценивают влияние пандемии?

Больше половины панелистов негативно оценивают последствия пандемии, и в этом вопросе нет никаких различий между юрлицами и ИП.

2. В какой стадии развития находятся компании предпринимателей после года пандемии?

Треть панелистов характеризуют текущее положение своих компаний как спад, еще треть говорят о стабильности.

3. Как изменилась выручка компаний за пандемический год?

У половины панелистов выручка в пандемический год снизилась. Но есть и те, кому удалось добиться роста по этому показателю, таких компаний – 17%.

4. С какими проблемами предприниматели столкнулись за время пандемии?

На основе ответов на открытый вопрос сформирован Реестр проблем, вызванных пандемией. Он включает в себя 27 пунктов, разделенных на 11 категорий.

Перейти к Реестру проблем

Наиболее крупные категории объединили проблемы, связанные со снижением доходов (59%), ограничением на ведение деятельности (28%) и ростом расходов (16%). Однако 21% предпринимателей говорят о пользе от пандемии. Один из главных полезных эффектов – внедрение в работу интернет-технологий (5%).

Панель Малого бизнеса ФОМ – открытый для сообщества исследовательский инструмент.

Проект «Социология малого бизнеса», частью которого является Панель, предполагает участие разных исследовательских групп, научных и бизнес-организаций. Исследователи и интересанты могут предлагать свои проекты, новые исследовательские вопросы и направления, в том числе для работы с Панелью.

  • Лонгитюд по исследованию малого бизнеса России. Предложенное экспертами ВШЭ исследование касается широкого круга тем: от изучения профессионального пути предпринимателя и влияния на становление его семейной истории до анализа стратегий ведения бизнеса в условиях пандемии. Продолжительность проекта составит несколько лет.
  • Бизнес и общество. В марте-апреле 2021 ФОМ провел исследование «Бизнес и общество», ключевым элементом которого стал опрос участников Панели малого бизнеса о том, как, по их мнению, россияне относятся к предпринимателям.
  • Государство и бизнес. Запланированный опрос, в ходе которого предполагается анализ стратегии адаптации предпринимателей к пандемическим условиям и выявление актуальных запросов на меры государственной поддержки.
  • Мотивации предпринимателей. Масштабное качественное исследование, которое ФОМ разрабатывает совместно с Полевыми партнерами – региональными исследовательскими компаниями. Его главная цель – изучение мотиваций, которые побуждают людей выбирать бизнес в качестве главного способа заработка и профессиональной реализации.
  • Общественные и бизнес-организации. Планируемое исследование отношения и запросов предпринимателей к общественным институтам поддержки бизнеса.

Связаться с нами, рассказать о своих исследовательских идеях и предложить проект в области социологии малого бизнеса можно, написав на почту проекта: smbiz@fom.ru.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ