• к-Темы
  • 26.09.21

Поддержка малого бизнеса в условиях пандемии

Эффективность государственной поддержки и стратегии адаптации бизнеса к условиям пандемии

qr-code
Поддержка малого бизнеса в условиях пандемии

Пандемия оказала существенное влияние на разные сферы жизни, в том числе на малый бизнес. Как эта сфера адаптируется к новому режиму работы?

Малый бизнес включает в себя ИП, микро- и малые предприятия.

До пандемии коронавируса 89% предпринимателей в сфере малого бизнеса не пользовались мерами государственной поддержки. Этому может быть несколько причин, одна из которых – стремление сохранить независимость, максимально сократив вмешательство государства в развитие бизнеса. Другая причина – именно во время пандемии бизнес столкнулся сразу с несколькими масштабными проблемами, с которыми раньше не сталкивался: дополнительные финансовые затраты, необходимость удаленной работы, закрытие бизнеса на «каникулы». 

Вызванный пандемией глобальный кризис подталкивал предпринимателей к тому, чтобы обратиться за государственной поддержкой. И действительно, они стали чаще прибегать к помощи государства. Среди опрошенных 13% предпринимателей обратились за ней один раз, 11% – два-три раза и 4% – более трех раз; однако 72% так и не стали взаимодействовать с государством в этом вопросе. В совокупности доля представителей малого бизнеса, обратившихся за государственной помощью, за время пандемии увеличилась с 11 до 28%. Важно отметить: среди считающих, что отношения между государством и малым бизнесом сейчас улучшаются, хотя бы раз прибегали к мерам господдержки 43% предпринимателей, а среди тех, кто фиксирует ухудшение отношений, эта доля составляет 31%.

Треть (32%) предпринимателей не обращались за помощью, потому что у них не было такой необходимости, 38% – по другим причинам. Среди респондентов, оценивающих отношения между государством и бизнесом как хорошие, 44% не обращались за господдержкой из-за отсутствия необходимости в ней. 

Так или иначе, государство ввело ряд мер поддержки: субсидии на выплату заработной платы, отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, мораторий на банкротство, мораторий на взыскание долгов и штрафов и другие. Далее рассмотрим, какой вид помощи оказался самым востребованным и как предприниматели оценивают эффективность принятых мер.

Самыми популярными мерами господдержки среди российских предпринимателей стали: право на отсрочку по уплате налогов (15%), субсидия на выплату заработной платы (14%) и право на отсрочку по уплате страховых взносов (13%). К получению кредита с пониженным процентом и к отсрочке по уплате арендных платежей прибегли по 7% респондентов.

_____

*22% ответили, что не имеют наемных работников.

Респондентов также попросили оценить эффективность мер, которыми они воспользовались. Наиболее востребованные меры получили амбивалентные оценки. А вот отсрочку по уплате арендных платежей и кредит с пониженным процентом предприниматели значительно чаще оценивали как полезные. 

Также участников опроса попросили ответить, удовлетворены ли они полученной помощью. Среди 28% предпринимателей, воспользовавшихся поддержкой государства во время пандемии, 10% оказались удовлетворены помощью, 1% – в чем-то удовлетворен, в чем-то – нет, 17% остались недовольными. 

Уделим внимание информированности предпринимателей не только о существующих мерах господдержки, но и о национальных и государственных проектах.

Национальный проект – проект федерального уровня, направленный на развитие и улучшение разных сфер жизни. 

Четверть (24%) российских предпринимателей осведомлены о национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Информированность о других проектах государственной поддержки малого бизнеса – «Регуляторная гильотина» и «ФОТ 3.0» – ниже: знают о них 11 и 2% участников опроса соответственно.

Считают проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» полезным для развития малого бизнеса 10% предпринимателей, 14% придерживаются противоположного мнения. 6% предпринимателей уверены в полезности проекта «Регуляторная гильотина», 5% считают его бесполезным. «ФОТ 3.0» 1% предпринимателей называет эффективным, столько же – неэффективным.

С начала пандемии более четверти представителей малого бизнеса обратились за государственной поддержкой, притом что до пандемии, напомним, только 11% предпринимателей пользовались помощью государства. Таким образом, можно говорить о некотором расширении взаимодействия этих сторон. Отметим при этом, что многие обратившиеся к мерам господдержки расценили их как бесполезные и неэффективные. Кроме того, даже зная о доступных и возможных мерах поддержки, предприниматели не стремились ими воспользоваться. Возможные причины тому – общее недоверие государству, а также априорное представление обо всех госмерах как о неэффективных. Тем не менее диалог между государством и бизнесом развивается, и в текущей ситуации есть значительный потенциал для улучшения их взаимоотношений.

_______________

Источник данных

Панельное исследование предпринимателей малого бизнеса. По состоянию на июль 2021 года панель включает в себя более 3155 человек, которые отнесли себя к предпринимателям. На основе Панели Малого Бизнеса была сделана случайная выборка из 580 человек для телефонного опроса, проведенного в июле – августе 2021 года.

Анастасия Пушнова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ