Как изменились траты россиян в ноябре
Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
В ноябре наблюдалось некоторое снижение потребительской активности россиян на фоне ухудшения их потребительских настроений. Спрос по-прежнему ниже соответствующих показателей прошлого года.
В ноябре потребительские настроения россиян ухудшились, в том числе снизился индекс крупных покупок (на 4 пункта, до 79 пунктов). Это сказалось и на потребительской активности – она тоже немного ослабла.
Так, в ноябрьском опросе о совершенных за последний квартал крупных покупках рассказали 56% респондентов – чуть меньше, чем месяцем ранее, и заметно меньше, чем год назад. Тем не менее этот показатель выше, чем в начале года, когда потребительские настроения были более оптимистичными. По данным проекта Сбериндексы, объемы потребительских расходов россиян почти весь ноябрь были на 7,7–11,4% ниже соответствующих объемов годовой давности, а также октября. Исключение составила последняя неделя ноября, когда разница была только 2,3%: судя по всему, сказался эффект «черной пятницы».
_____
*Доли совершавших крупные расходы рассчитываются как выбравшие хотя бы одну трату в ответ на вопрос «Какие из перечисленных на карточке крупных расходов были у вас (вашей семьи) за последние три месяца?» (Карточка, любое число ответов.)
**Об индексе крупных покупок подробнее см. сюжет «Индекс потребительских настроений: ноябрь»
Потребительская активность ожидаемо варьировалась по разным группам населения. Значительно выше она была у молодежи (до 30 лет), а также людей среднего возраста (31–45 лет), у наиболее обеспеченных групп респондентов (тех, кому хватает на бытовую технику и более дорогие приобретения), предпринимателей и самозанятых, работающих в госсекторе, а также у москвичей и жителей небольших городов (с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек). Также активнее прочих свершали крупные траты те, у кого есть сбережения, и те, у кого есть кредиты. Среди заемщиков самые активные потребители – обладатели «дорогих» кредитов: ипотеки и автокредита (а значит, наиболее обеспеченные).
Самые малоактивные потребительские группы – это люди старшего возраста и наименее обеспеченные: среди них доли делавших крупные покупки в полтора-два раза ниже, чем среди наиболее активных потребителей (молодых или обеспеченных).
По сравнению с октябрем некоторые группы стали чуть менее активно тратить деньги: так, снизились доли совершавших крупные покупки среди людей среднего возраста (31–45 лет), москвичей и жителей небольших городов, неработающих пенсионеров, работников частного сектора, безработных, а также заемщиков, выплачивающих кредиты на неотложные нужды или долги по кредитной карте. Предприниматели и самозанятые – единственная группа, в которой потребление в ноябре немного активизировалось.
Что касается конкретных статей крупных расходов, то за прошедший месяц по ним существенных изменений не наблюдалось. Однако, если сравнить ситуацию с летней, становится заметно, что осенью россияне стали чуть чаще тратить деньги на лечение (12% против 8% в августе). Вероятно, сказалось влияние пандемии.
_____________________
Источник данных:
15–93-я волны опросов «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненных по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.