• к-Темы
  • 08.05.20

«Про запас»: потребительское поведение россиян в начале эпидемии

Как россияне запасались продуктами и товарами в первые недели изоляции

qr-code
«Про запас»: потребительское поведение россиян в начале эпидемии

В материале приведены результаты телефонного опроса ООО «инФОМ», проведенного по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

Потребительские стратегии россиян

В середине марта – начале апреля более четверти россиян (27%) сделали внеплановые закупки товаров повседневного спроса и продуктов впрок, а еще 9% закупились про запас товарами длительного пользования.

Скачать данные

Запасаться продуктами россиян заставили тревожные ожидания карантина, роста цен, дефицита товаров. При этом в целом рост цен заметили 72% опрошенных; 36% обратили внимание на удорожание товаров бакалеи (крупы, макаронные изделия, сахар) – той самой товарной категории, которой граждане традиционно запасаются в ситуации кризиса. А вот дефицит каких-либо товаров заметили только 34%, тогда как две трети россиян заявили, что с ним не сталкивались.

Что касается товаров длительного пользования, то россияне покупали заранее мобильные телефоны и смартфоны (2%), телевизоры, компьютеры, ноутбуки, планшеты, холодильники, мебель, стиральные машины (по 1%). Люди, с одной стороны, закупались в преддверии закрытия магазинов, с другой – готовились к возможному переходу на удаленную работу и онлайн-каналы коммуникации.

Средства на покупки

Ажиотажные покупки впрок осуществлялись преимущественно за счет имеющихся у людей «оборотных» средств. Сбережения для осуществления внеплановой покупки товаров повседневного спроса использовали всего 6%, и еще 1% респондентов потратил их на покупки товаров длительного пользования. Заемные средства (долг у знакомых, кредит или микрокредит) использовали в первом случае всего 1% опрошенных, во втором – 2%.

К началу апреля «ажиотажные» закупки россиян, судя по всему, сошли на нет. По данным исследований расходов клиентов Сбербанка (см. серию отчетов на эту тему), именно к этому моменту всплеск потребительской активности завершился, после чего расходы россиян на потребительские траты в целом начали снижаться.

Источник данных: всероссийский телефонный опрос граждан 18+ (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненный по заказу Банка России 2–10 апреля 2020 г. 82 субъекта РФ, 1560 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,0%.

ЛЮДМИЛА ПРЕСНЯКОВА

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение