Что россияне считают крупными покупками
Представления россиян о том, что является дорогостоящей покупкой, к апрелю 2021 года существенно не изменились, в отличие от ее денежной оценки. Медианное (среднее) значение стоимости такой покупки выросло с 47 тыс. до 55 тыс. рублей. Представления о крупных тратах различаются в группах с разным материальным положением. Чаще всего респонденты приводят в пример недвижимость (43%) или автомобиль (41%).
Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
Время от времени мы изучаем представления россиян о том, что такое крупная покупка. По сравнению с январем 2019 год мнения респондентов изменились, но не сильно. Многие виды трат, которые люди обычно приводят в ответ на соответствующий вопрос, стали упоминаться несколько чаще, хотя ни по одной из позиций рост не превысил статпогрешности. Лидерами по частоте упоминаний по-прежнему остаются недвижимость (43%) и автомобиль (41%), вдвое реже россияне называют бытовую технику (22%) и вчетверо – мебель (11%). В этом году появились виды дорогостоящих покупок, которые раньше не упоминались, в частности акции и другие ценные бумаги, валюта, образование. Их назвали по 1% опрошенных.
Представления о крупных покупках различаются в зависимости от материального положения респондентов. Малообеспеченные люди чаще относят к ним телевизор, одежду и обувь, лекарства. А 4% тех, кому не хватает денег на питание, считают даже продукты дорогой покупкой. В более обеспеченных группах (среди тех, кому хватает на бытовую технику) подобные примеры не приводились. Недвижимость как пример крупных трат упомянули 25% в группе тех, кому не хватает на питание, и 58% в группе тех, кто может купить автомобиль.
Оценки минимальной стоимости крупных покупок за прошедшие с предыдущего опроса два года сместились в сторону более крупных сумм. Так, на 4 п. п., до 9%, снизилась доля выбравших вариант ответа «не менее 5 тыс. рублей». Суммарно ценовые диапазоны ниже 50 тыс. рублей выбрали 43%, что на 8 п. п. ниже аналогичного показателя 2019 года. Доля же назвавших более высокие суммы, от 50 тыс. рублей, выросла на 7 п. п., до 50%.
Соответственно, выросло и медианное значение минимальной суммы крупной покупки. Если в 2019 году оно составляло 47 тыс. рублей, то в апреле 2021 года – 55 тыс. рублей. В группах с различным материальным положением этот показатель различается в разы. Самые бедные (те, кому не хватает на питание) в последнем опросе в среднем называли 27 тыс. рублей как пример стоимости крупной покупки, а самые обеспеченные (те, кому хватает на автомобиль) – 159 тыс. рублей. Эти данные в очередной раз свидетельствуют о большом экономическом неравенстве в обществе.
_______________
Источник данных
51, 75 и 98-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.
Для расчета медианного значения минимальной стоимости крупной покупки ответы на вопрос о минимальной стоимости крупной покупки, задаваемый с использованием карточки с 13-ю ценовыми интервалами, перекодируются следующим образом:
1) используются средние значения интервалов (например, ответ «не менее 5 тыс. рублей» перекодируется как среднее между ценами, указанными в 1-м (5 тыс. рублей) и 2-м (10 тыс. рублей) интервалах, – 7,5 тыс. рублей, ответ «не менее 10 тыс. рублей» – как 20 тыс. рублей и т. д.);
2) ответ «не менее 1 млн рублей» перекодируется как 1 млн рублей.
Ответы «не знаю, затрудняюсь ответить» и «другая сумма» не учитываются. На основе полученных данных рассчитывается уточненная медиана (медиана по сгруппированным данным).