Руководство Института бизнеса и дизайна рассказывает ФОМ о том, как частное образовательное учреждение перестраивается для дистанционного обучения, о трудностях на этом пути и перспективах работы в условиях кризиса
История института началась в 1995 году. Тогда совместными усилиями Лондонской международной академии бизнеса и Российского отделения Благотворительного фонда по развитию образования в РФ при ЮНЕСКО была открыта Международная академия бизнеса.
В 2001 году институт вышел из ее состава и получил лицензию Министерства образования и науки РФ на осуществление образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования. В 2002 году в вузе было открыто новое направление подготовки – «дизайн».
В 2013 году произошла смена учредителя, и вуз получил название АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Сегодня это успешная, динамично развивающаяся образовательная организация, которая осуществляет подготовку бакалавров, магистров, реализует программы в системе дополнительного профессионального образования.
О процессе перехода на удаленную работу и перевода очного обучения на дистанционное руководители института отзываются позитивно. Организации потребовалось несколько дней на то, чтобы дать сотрудникам и преподавателям необходимые навыки, снабдить студентов нужными материалами и техникой, объявить о переходе на удаленный режим.
Светлана Дымова, первый проректор: «С самого начала мы отслеживали ситуацию распространения коронавируса в Китае и Италии, у нас много партнеров и друзей в Евросоюзе, в том числе в итальянских университетах. Мы понимали, что так же, как и они, наш институт столкнется с необходимостью перехода на дистанционное обучение, только с разницей в две-три недели. Мы осознавали серьезность ситуации, понимая, что это продлится минимум два месяца. Подготовка к переходу на удаленный режим была начата еще 11 марта. В экстренном порядке мы подготовили платформы для вебинаров, начали обучать администрацию и преподавателей. С 16 марта все студенты и слушатели перешли на дистанционный формат обучения. Мы не потеряли ни одного академического часа».
Комментарий исследователя
Во многом успешному процессу перехода на дистанционное обучение помогли опыт и ресурсы учебного заведения, которые в обычной жизни считаются не самыми важными:
1) развитая сеть контактов и взаимодействие с зарубежными партнерами, европейскими университетами;
2) имеющиеся практики дистанционного обучения, внедрявшиеся еще вначале работы института, 25 лет назад;
3) устойчивая стратегия развития бизнеса, связанная с увеличением доли высшего образования и сокращением доли дополнительного образования.
Почти всех сотрудников удалось перевести на удаленный режим работы. Штат сохранен. Незанятыми оказались только административно-хозяйственные работники, однако организация приняла решение, что на время карантина они получат зарплату в полном объеме, а отработать ее смогут в дополнительные рабочие смены. Специфика вуза в том, что многие слушатели и студенты учатся в выходные, поэтому дополнительная работа всегда найдется.
С какими трудностями столкнулся институт в новых реалиях? Главная проблема, о которой говорят оба информанта, – значительное увеличение нагрузки преподавателей. Оплата за чтение лекций по-прежнему почасовая. Однако подготовка к лекциям, как и весь рабочий процесс, теперь занимает значительно больше времени.
Сергей Юров, ректор: «Преподавателям сейчас достаточно тяжело, так как сильно возросла их нагрузка. Им приходится больше работать, усиленно готовиться к каждому занятию, чтобы все показать и объяснить студентам. По нашим подсчетам, на подготовку теперь требуется в полтора-два раза больше времени».
Трудности связаны и со спецификой специальностей, которые студенты получают в вузе. Например, такое направление, как «дизайн», предполагает обучение с применением разных материалов и техник. Кроме того, по мнению руководителей института, онлайн-формат не обеспечивает важных межличностных и психологических составляющих учебного процесса.
Светлана Дымова: «Практически все профили на направлении "дизайн" нам удалось перестроить на дистанционный формат и сохранить качество обучения на должном уровне. Сложнее всего оказалось на дизайне костюма с предметами макетирование и наколка, но через некоторое время справились и с этим. Единственное, что нам пришлось отложить, – занятия по текстилю, которые предполагают выезды в шоурумы, где нужно смотреть ткани и тестировать их».
Сергей Юров: «Сложность в том, что существенную часть обучения занимает дизайн. Это очное, очень контактное обучение. Контактный метод работы нам относительно удалось реализовать через видеосвязь: учащиеся имеют возможность наблюдать за процессом создания дизайна и демонстрировать свои результаты. студенты оставляют положительные отзывы, им нравится организация обучения. Чего не хватает – это общения, наставника рядом».
Серьезной проблемой для института может стать продление режима самоизоляции и, соответственно, дистанционного обучения. Пока обучение переведено на дистанционный формат до конца мая. Но руководство подчеркивает важность очного контакта студентов и преподавателей. Кроме того, отмечается, что вуз – частный, предоставляющий коммерческие образовательные услуги. Институту особенно важно сохранять высокое качество этих услуг, чтобы не потерять клиентов.
Светлана Дымова: «Мы изначально настраивали всех, что в удаленном режиме пробудем до конца мая и выйдем в июне на полноценную сессию. Кроме того, у нас дважды в год, в январе и июне, проходят открытые выставки и презентации студенческих проектов, и это очень важная часть учебного процесса. На эти мероприятия мы приглашаем ведущих экспертов и профессионалов индустрии, они дают оценку уровня подготовки студентов, а также приглашают их на практику и стажировку. Студенты очень ждут этого события, и без него будет тяжело держать позитивный настрой, если ситуация затянется».
Одной из мер адаптации к новым условиям стало достижение договоренности о скидке на аренду помещения.
Сергей Юров: «Мы уже наладили все процессы. Все достаточно стабильно до тех пор пока студенты и их родители готовы оплачивать обучение. Пока мы не чувствуем изменений. Мы арендуем достаточно приличную площадь, это негосударственная, коммерческая площадь. Наш арендодатель пошел нам навстречу, предоставил 50-процентную скидку на аренду на ближайшие два месяца».
Руководство института отмечает, что меры господдержки бизнеса никак не коснулись его организации. Но пока она в помощи и не нуждается. Ректор рассказал, что один из запросов к государству заключается в предоставлении бюджетных мест абитуриентам 2020 года. Однако этот запрос был сделан задолго до пандемии коронавируса и независимо от нее.
В долгосрочной перспективе, при неизбежном снижении покупательной способности населения, руководство института считает нужным разработать систему скидок на обучение. В начале года планы были другие: радужные перспективы развития за счет повышения цен на обучение. Сейчас эти планы приходится отложить.
Что еще помогает вузу поддерживать процесс дистанционного обучения? Получение обратной связи и постоянная поддержка студентов – первоочередные задачи в данный период, отмечает Светлана Дымова.
«Важно, чтобы у студентов было все необходимое для полноценного обучения. Хорошо, что сейчас не начало учебного года: все темы утверждены, все материалы закуплены, все коммуникации налажены. Деканы, менеджеры, кураторы помогают студентам с организацией удаленного учебного процесса, хорошо налажена обратная связь. В совокупности это дает нам информацию о каждом студенте и быстрое решение возникающих проблем».
Также руководство вуза проводит мониторинг социальных сетей, регулярно просматривает отзывы студентов о новом формате организации учебного процесса.
Образовательное учреждение – институция, которая может перенести практически всю свою деятельность в онлайн. Форс-мажорная ситуация заставила многие компании освоить новые инструменты, расширить свои технические возможности, получить совершенно новый опыт. Мы поинтересовались у руководителей института, пригодятся ли им эти навыки в будущем. Светлана Дымова отмечает, что новые инструменты и технические возможности могут стать полезным дополнением к очному обучению.
«Преподаватели полностью освоили систему проведения занятий через вебинары. Многие сказали, что будут использовать данный инструмент в совокупности с очным обучением. Это могут быть как обсуждение проектов по бизнес-практике для менеджеров, так и консультации по проектам для дизайнеров. Но это лишь дополнение к основному, очному формату».
Онлайн-обучение, по мнению руководителей вуза, – это формат сродни продвинутому и технически оснащенному самоучителю, который подходит далеко не каждому студенту и может помочь не во всех областях знаний. Светлана Дымова подчеркивает, что в школе и университете незаменима роль преподавателя, который учитывает особенности ученика, умеет адаптировать материал и проверять, как он усвоен.
«Дистанционное обучение – это очень тяжело для детей и их родителей. Такой формат больше подходит для взрослых. Для школы, я считаю, он вообще неприемлем. Для вузов – в зависимости от формы и программы обучения».
По словам Светланы Дымовой, в условиях кризиса первое направление, которое проседает в этой сфере, – дополнительное образование. Как правило, его приходят получать взрослые люди, которые сами себя обеспечивают и обладают дополнительной мотивацией к обновлению и совершенствованию знаний. Но когда доход перестает быть стабильным, они начинают отказываться от дополнительного образования. Институт бизнеса и дизайна уже столкнулся с небольшим оттоком слушателей этого направления. Одно из наиболее распространенных решений – уход в академический отпуск. Таким образом, завершение образования откладывается.
Светлана Дымова: «На дополнительном образовании сложившаяся ситуация сказывается сильнее, чем на высшем. Мы уже получили несколько заявлений об академическом отпуске, переносе обучения на следующий год. У людей начинается нехватка денег, они не понимают, что будет происходить дальше, включают режим экономии».
Важно отметить, что стратегия развития института, которая складывалась не один год, сыграла существенную роль в том, как организация чувствует себя в ситуации форс-мажора. Вуз долгое время работал над тем, чтобы увеличить долю программ высшего образования и уменьшить долю программ дополнительного образования. Опытным путем, извлекая уроки прошлых экономических кризисов, организации удалось выстроить наиболее устойчивую и безопасную бизнес-стратегию.
Как долго будут сказываться последствия кризиса? Руководители института выражают опасения насчет дальнейшего развития и устойчивости образовательной сферы в долгосрочной перспективе: ситуация пандемии и следующий за ней экономический кризис могут оказать существенное влияние на набор абитуриентов и на качество образовательных услуг вузов. Впрочем, по мнению руководства Института бизнеса и дизайна, сейчас рано делать прогнозы, многое будет зависеть от ситуации в стране в целом.
Светлана Дымова: «Все будет зависеть от экономической ситуации в стране и от того, насколько будут платежеспособны наши студенты и слушатели. Уже 5% слушателей написали заявления о переносе обучения на более поздний срок, и первый отток произошел именно на дополнительном образовании. На высшем образовании ситуация пока стабильна, но все может измениться в любой момент.
Чтобы поддержать наших студентов, в этом году мы не будем поднимать стоимость обучения, а для новых предусмотрели систему скидок, также в институте учрежден Грант ректора на поддержку талантливой молодежи и выделение бесплатных мест. Ежегодно на это мы выделяем более 7 миллионов рублей».