• к-Темы
  • 27.07.20

Руководитель агентства в сфере деловых мероприятий: «Пандемия научила меня не планировать надолго»

Анна Габер, генеральный директор «Агентства ЭйДжи» в Москве, рассказывает о корпоративной культуре в кризисных условиях, важности партнерских отношений и перспективах развития российского туризма

qr-code
Руководитель агентства в сфере деловых мероприятий: «Пандемия научила меня не планировать надолго»

«Агентство ЭйДжи» организует корпоративные деловые мероприятия более 10 лет, включено в реестр туристических агентств России. Клиенты: «Мегафон», МТС, NVision и другие крупные компании.

У агентства также есть социальный проект MICE backstage в индустрии meetings and events. Это клуб единомышленников, который объединяет специалистов по корпоративному туризму для общения, обмена контактами и полезной информацией.

Первые шаги для выхода из кризисной ситуации

Предыдущий год и первый квартал 2020 года для агентства были успешными и сулившими радужные перспективы. В начале года компании удалось организовать для своих клиентов большую корпоративную поездку. Но в марте из-за пандемии деятельность агентства была приостановлена. 

«Предыдущий год и первый квартал текущего года были очень хорошими и успешными. Мы успели свозить большую группу в Стамбул. А в марте произошла отмена всех мероприятий. Причем небольшие мероприятия мы продолжали планировать вплоть до объявления режима самоизоляции. В результате все это отменилось».

Как отмечает Анна Габер, плодотворная работа в прошедшем году позволила справиться с кризисной ситуацией без особых потерь и дала возможность достаточно быстро адаптироваться к новым условиям.

Работа в агентстве велась удаленно и до пандемии, поэтому с началом режима самоизоляции внутренние процессы изменились несущественно.

«Сначала мы, как все, ждали, смотрели, что будет, подтягивали хвосты. Для нас работа онлайн – единственное, в чем не было стресса. Все процессы и документация и раньше были завязаны на онлайн. В этом смысле не было никаких изменений». 

Что касается направлений работы, руководство и сотрудники компании приняли решение переключиться с корпоративных выездных мероприятий на традиционный туризм. Ввиду неопределенной ситуации с официальным снятием запрета на заграничные турпоездки компанией в кратчайшие сроки был разработан новый продукт для путешествий по России. 

«Мы подумали, что традиционный туризм станет доступен раньше, чем корпоративный. Поэтому разработали интересный продукт – «Путешествие плюс». Мы сделали маркетинговое исследование и выделили четыре направления, которые, по результатам опроса, оказались наиболее интересными для путешественников: гастротуризм, релакс-отдых, отдых с детьми и «Путешествие к себе», включающее занятия разными интересными практиками и работу с коучами». 

В агентстве также планируется запуск пилотного проекта семейного лагеря в Подмосковье. Такой лагерь позволит семьям сменить обстановку, разнообразить досуг детей и взрослых. Для детей в лагере целый день будут проводиться развивающие занятия. А родители в это время смогут отдыхать или удаленно работать в спокойной обстановке.

Анна Габер отмечает, что эти инициативы вряд ли принесут компании прибыль, но, по крайней мере, позволят покрыть расходы. 

Принятие поспешных решений навредит ситуации

Руководитель агентства полагает, что сейчас важно ставить краткосрочные цели и не забегать далеко вперед.

«Пандемия научила меня не планировать надолго. Только на сегодня, на завтра и, может быть, на ближайшую неделю. На более долгий срок планировать невозможно». 

По признанию Анны Габер, в первые дни пандемии она сильно тревожилась из-за неопределенности: было сложно принять необходимость полной остановки работы. Руководитель компании испытывала стресс из-за высокой вероятности лишиться заработка в летний период.  

«У меня, наверное, было больше стресса, чем у сотрудников. Я бы даже сказала, что была паника. Сотрудники верили, что все закончится через месяц, но я понимала, что это надолго и мы, скорее всего, летом полностью лишимся заработка. Когда я поняла, что рушится все, над чем работала ранее, и впереди полная неизвестность, это был действительно сильный стресс». 

Первым делом следовало осознать и принять ситуацию. Именно это позволило руководителю агентства собраться с силами и двигаться дальше – оценить размер финансовой подушки безопасности, просчитать, сколько можно проработать, никого не увольняя. После этого появился стимул для поиска новых решений в новых условиях.

«Мы лишились дохода уже во втором квартале. И я начала судорожно думать, что же делать. Но потом мы посчитали наши доходы за прошлый год и за первый квартал этого года. Оказалось, что до осени, а может, даже до зимы финансовой подушки может хватить на то, чтобы продержаться, никого не увольняя».

В штате агентства – пять человек. Все они остались работать, однако пришлось сократить зарплату сотрудникам, у которых уменьшился объем работы. Команда отнеслась к этой мере с пониманием. Как считает Анна Габер, этому способствовали открытые, уважительные и честные отношения с сотрудниками. Правильно выстроенная коммуникация внутри коллектива – залог успешной деятельности компании независимо от ее размера и сферы деятельности.

«Все отнеслись с пониманием. Я считаю, что нужно общаться с сотрудниками честно, не скрывать ничего, говорить о существующих перспективах. На то я и руководитель, чтобы видеть, что будет впереди. Кризис – индикатор того, что происходит в коллективе, того, как были выстроены отношения. Я работала во многих крупных компаниях и считаю, что правильно выстроенные отношения с сотрудниками – 90% успеха».

Помимо отношений в коллективе, успех деятельности компании определяется настроем руководства. Тому, кто ведет за собой людей, в первую очередь надо поверить в себя и положиться на свой профессионализм. Кроме того, человеку, который возглавляет коллектив, следует постоянно развиваться, быть активным и подавать пример другим. Для продуктивной работы компании важно, чтобы в любых условиях ее сотрудники разделяли общие ценности и следовали одной цели. Наконец, в кризисных условиях важную роль играет грамотное финансовое руководство. В то же время руководитель должен обладать трезвым мышлением и не иметь завышенных ожиданий относительно развития компании.

«В первую очередь сам руководитель должен постоянно развиваться, постоянно двигаться вперед, всегда быть проактивным, справедливым. Команда должна уважать руководителя именно за развитие, за вовлеченность в дело. И если руководитель подбирает себе сотрудников с такими же жизненными ценностями, как у него, у компании будет 100-процентный успех». 

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Переформатирование работы как расширение возможностей для ведения бизнеса

В первые месяцы после введения ограничительных мер в Москве арендодатель не взимал плату за офис. Кроме того, на протяжении двух месяцев компания получала государственную компенсацию. Но средств все равно было недостаточно для покрытия затрат в летний период. Руководитель агентства отмечает, что это только подстегнуло развитие новых направлений работы. 

Временная пауза в проведении мероприятий в сфере корпоративного туризма не остановила работу этого направления полностью. Компания по-прежнему участвует в тендерах, и в настоящее время ведет работу и по линии корпоративных деловых мероприятий, и по линии туристического отдыха за рамками корпоративного сегмента. 

Запрет на проведение офлайн-мероприятий и другие ограничительные меры вызвали рост спроса на онлайн-проекты. Агентствам, ориентированным только на офлайн-направление, пришлось тяжело. Поэтому руководитель «Агентства ЭйДжи» стремится по возможности наращивать присутствие компании в онлайн-сфере.

«Мы получили помощь от государства: два месяца нам платили компенсацию, что позволило сохранить весь штат. Но для того чтобы летом покрыть зарплаты, мы запустили новый проект. Между тем наша основная деятельность продолжается, мы участвуем в тендерах. Кроме того, пытаемся расширить знания по проведению онлайн-мероприятий, чтобы включить их в свои пакеты, поскольку те, кто и раньше занимался трансляциями, сейчас оказались на коне». 

Смена формата деятельности требует от всех сотрудников освоения новых навыков. Так, чтобы понимать интересы целевой аудитории, агентству потребовалось провести маркетинговое исследование для выведения на рынок пакета «Путешествие плюс». Был проанализирован опыт других компаний, что также потребовало новых умений. 

«Осваивать новое пришлось, когда мы проводили исследование для проекта «Путешествие плюс». Мы, конечно, предварительно проконсультировались у маркетологов, но так как на этот пилот не было дополнительных средств, пришлось самостоятельно составить опрос и разослать его целевой аудитории. Потом мы нашли маркетолога, который сделал SWOT-анализ по собранным данным. Затем пришлось искать экспертов по авторским путешествиям, узнавать, что и как они делают».

Руководитель агентства отмечает, что кризисная ситуация подталкивает людей и компании объединяться, создавать партнерства для взаимопомощи. Новый проект агентства по семейному лагерю как раз является результатом подобной кооперации с одним из клиентов «Агентства ЭйДжи». Кроме того, Анна Габер создала социальный проект в сфере туризма для обсуждения проблем отрасли и способов их решения. Он объединил более 1,5 тыс. профессионалов из России, Прибалтики и стран СНГ. В сообществе проводят онлайн-эфиры со специалистами в сфере карьерного развития, а также помогают решать вопросы трудоустройства.

«Сейчас вообще очень много партнерств. Люди объединяются, бизнесы объединяются. Я была основателем социального проекта в нашей отрасли. Мы там сейчас делаем много разных интересных эфиров с карьерными коучами. Кроме того, там можно попросить о помощи, например, по трудоустройству. Мы также делаем образовательные эфиры для того, чтобы не терять время зря, а потратить его на образование». 

Другим важным аспектом выхода из стрессовой ситуации становится неформальное общение с теми, кто испытывает похожие трудности. Так, Анна Габер начала общаться с коллегами из других стран ради обоюдной поддержки, обмена информацией и идеями. Это в результате оказалось очень ценным опытом и помогло справиться с возникшей паникой.

«Мы объединились в одном чате, где обсуждали текущую ситуацию, поддерживали друг друга и обменивались опытом по решению проблем. И эта коммуникация стала очень ценной в тот момент, когда казалось, что все обрушится». 

Социальная сплоченность, взаимная моральная поддержка и понимание, что с трудностями столкнулись многие, позволили придумывать оригинальные планы развития и работать над новыми проектами. Возможность реализации своей идеи, позитивная обратная связь мотивируют людей двигаться вперед.

«Сначала была просто моральная помощь в чате, потом мы начали генерировать идеи дальнейшего развития. И этот, назовем его так, социальный проект оказался поддерживающим ядром не только для меня, но и для многих людей из разных стран».

Кризис – это хорошо

Генеральный директор «Агентства ЭйДжи» советует находить в трудных ситуациях позитивные моменты. Так, кризис способствует технологическому обновлению и расширению рынка. Несмотря на то что освоение онлайн-практик было в большей степени вынужденной необходимостью, для компаний открылись новые возможности и пути развития.

«Кризис обновляет рынок. Рынок становится более злым, более ищущим, появляются новые тенденции и коллаборации. Компании расширили использование онлайн-технологий, сейчас все умеют делать трансляции, выводы в Facebook и прочие вещи». 

В социальном проекте Анны Габер много внимания уделено образованию, профессиональной подготовке специалистов. Она говорит, что увольнение – не повод опускать руки. Стоит расценивать это как шанс найти дело по душе. 

«Мы делали карьерный эфир, где говорили о том, что даже увольнение может превратиться в возможность. Не надо страдать. Например, сейчас многие онлайн-проекты набирают людей. Им просто дают шанс изменить жизнь. Возможно, люди раньше об этом не задумывались, а сейчас могут получить работу своей мечты. Так что на эту ситуацию можно смотреть и с позитивной точки зрения. Например, мне она позволила увидеть, в каком состоянии находится компания. Можно сказать, что в целом я довольна кризисом».

Развитие ситуации зависит от государственных решений

Генеральный директор агентства акцентирует внимание на том, что пока трудно просчитать перспективы изменений в сфере туризма. Многое будет зависеть от принимаемых государством решений. Если санитарные ограничения сохранятся, туристическим и корпоративным агентствам будет невыгодно открываться. Кроме того, ожидается, что стоимость турпоездок как по миру, так и по России повысится. 

«Сложно сказать, как изменится сфера туризма. Сейчас никто этого не знает. Предполагать что-то трудно, потому что наша отрасль очень сильно зависит от государственных решений. Я думаю, что люди все равно будут путешествовать, но поток сильно сократится, в том числе по России, потому что, как показал проведенный опрос, стоимость поездок возрастает. Честно говоря, я даже не знаю, кто себе сможет позволить путешествовать этим летом».

По мнению руководителя «Агентства ЭйДжи» потребителей туристических услуг сейчас можно разделить на три группы. Первую группу составляют те, кто категорически отказался от путешествий, кто боится выезжать. Во вторую входят люди, которые готовы прямо сейчас воспользоваться имеющимися туристическими предложениями. Наконец, третья группа – люди, занявшие выжидательную позицию. А поскольку те, кто не спешит тратиться на путешествия, составляют большинство, сферу туризма ждет серьезный упадок.

До пандемии коронавируса, с сентября по ноябрь прошлого года, спрос на организацию мероприятий был очень высоким. Но в этом году многие компании отказались от проведения мероприятий до конца года. Учитывая введенные ограничения, компании могут рассчитывать в лучшем случае на организацию новогодних праздников. 

«Что касается организации мероприятий, я думаю, многие компании уже приняли решение до конца года мероприятия не проводить. Обычно сентябрь, октябрь, ноябрь – у нас самые напряженные месяцы – топ-сезон. Сейчас понятно, что в этом году его, скорее всего, не будет. Мы можем рассчитывать только на январь в смысле проведения новогодних праздников. Когда снимут ограничения, будет разрешено собираться компаниями больше 50 человек, выйдут понятные предписания, тогда можно будет что-то планировать».

Комментарий исследователя

Пандемия коронавируса сильно повлияла на туристическую деятельность и отрасль ивентов. В связи с введенными ограничениями и невозможностью проведения офлайн-мероприятий компаниям приходится искать новые пути ведения бизнеса. Подобная ситуация является серьезным испытанием, но позитивное мышление помогает преодолевать трудности и смотреть на все под другим углом.

Как показывает интервью с генеральным директором агентства в сфере деловых мероприятий, кризис способствует укреплению социальных связей между разными специалистами. Взаимопомощь и поддержка внутри профессионального сообщества являются неформальными практиками взаимодействия, но именно на их основе принимаются официальные решения по поводу дальнейшего развития бизнеса. Кроме того, вовлеченность в сообщество способствует получению новых профессиональных навыков, а также помогает в развитии карьерной стратегии.

Во время кризиса основное давление и стресс приходятся на долю руководителя компании. Именно от его решений зависит дальнейшая судьба сотрудников и бизнеса в целом. Поэтому в первую очередь он должен верить в себя и в свои профессиональные навыки. Лидеру нужно уметь не поддаваться панике, придерживаться рационального подхода в принятии решений и не бояться прибегать к разным стратегиям. 

Выживаемость компании в кризис во многом определяется отношениями внутри коллектива. По словам информанта, залог успеха в данном вопросе – честность и единство ценностей. Открытое взаимодействие руководителя с подчиненными, разъяснение принимаемых решений – факторы, которые определяют комфортную корпоративную культуру.

В ситуации, когда долгосрочное планирование невозможно, следует сосредоточиться на краткосрочных целях и средствах их достижения. В туристической отрасли и сфере ивентов ожидается значительный упадок, но это не повод опускать руки. Как показывает рассматриваемый кейс, это, наоборот, может стать возможностью для перезагрузки и обновления. 

Анастасия Пушнова, Юлия Кот Дата интервью: 15 июня 2020 года.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ