Оксана Селендеева, владелица школы программирования, рассказывает ФОМ об особенностях работы компании, изменениях бизнес-процессов в связи с пандемией и новых потребительских трендах
Оксана Селендеева – основатель международной школы программирования для детей Coddy, представленной в 15 странах и 137 городах. Маркетолог с 17-летним опытом, в прошлом – руководитель отдела маркетинга в «Московском банке Сбербанка России». За плечами Оксаны – множество успешно реализованных проектов в Unicredit, Mercedes, MasterCard, Ericsson, а также МТС. Финалист авторитетного конкурса «Предприниматель года» от EY в 2019 и 2020 годах. Победитель премии «Время женщин» журнала «Домашний очаг» в номинации «Свое дело».
Школа программирования для детей Coddy появилась в 2016 году в Москве. Тогда в ней было всего 42 ученика и три преподавателя. Сейчас школа представлена в 15 странах и 137 городах. Оксана Селендеева, создатель и руководитель школы, отмечает, что до пандемии городов было 147, но по разным причинам школа закрыла некоторые филиалы. С одной стороны, это связано с ограничениями по ведению занятий офлайн в этих регионах. С другой – с неготовностью родителей переводить детей на онлайн-обучение (из-за недостаточно высокого уровня компьютерной грамотности, отсутствия необходимых ресурсов, недоверия к дистанционному формату и т.д.).
Всего в школе разработаны 76 курсов, разделенных на четыре тематических сегмента. Первый связан непосредственно с программированием игр, сайтов, мобильных приложений. Второй сегмент посвящен кибербезопасности. Защита и сохранение данных – достаточно объемная тема и включает в себя знания о работе компьютерной техники. Третье направление посвящено творчеству и включает курсы по дизайн-мышлению, диджитал-рисунку, аниме и т.д. Оксана Селендеева отмечает, что для многих современных детей особенно актуально развитие soft skills – «мягких» навыков, поэтому в отдельный четвертый сегмент выделены курсы по ораторскому и актерскому мастерству, предпринимательству.
«Занятия по развитию личности дополняют наши основные курсы, потому что многие дети, учащихся у нас, – интроверты. Мы пытаемся решить проблемы нашей аудитории, поэтому развиваем коммуникативные навыки таких ребят: им действительно очень сложно. Наша задача – вытащить ребенка из «ракушки», показать, как он может себя презентовать, доносить свои идеи».
Большинство учеников школы Coddy хотят поступить в вузы на специальности, связанные с программированием и информационными технологиями. По словам Оксаны Селендеевой, какими бы ни были будущие профессии современных детей, они так или иначе будут предполагать наличие диджитал-навыков и смежных с ними.
Справиться со стрессом – первостепенная задача, которая встала перед Оксаной Селендеевой и ее командой с началом пандемии. Ежедневно приходилось сталкиваться с новыми проблемами и действовать в условиях неопределенности. Владелица компании признается, что в кризисной ситуации было сложно осознавать ответственность за крупный бизнес, в котором работают тысячи преподавателей и у них учатся десятки тысяч детей и подростков.
«Я руководитель большой компании: только в Москве у нас ежемесячно учатся 1300–1400 человек. Если взять в расчет регионы – более 40 тысяч. В начале пандемии пришлось тяжело: каждый день был вызовом и это еще мягко сказано. Потому что я видела панику у всех – у партнеров, менеджеров, родителей».
Потребовалось время, чтобы проанализировать ситуацию и начать принимать решения. Коллектив поделили на небольшие команды, для каждой из которых была определена зона ответственности. Было необходимо протестировать и выбрать инструменты и программы для проведения онлайн-занятий. Следующим этапом стало написание пошаговых инструкций для родителей, преподавателей и учеников. В школе этому уделили особое внимание, так как подобрать онлайн-инструменты недостаточно – важно подготовить учеников и их родителей.
Онлайн-формат в школе Coddy существует с 2017 года. Но работать в дистанционном режиме могли далеко не все преподаватели – этим занимались только самые опытные, коммуникабельные и внимательные педагоги. С наступлением пандемии и стремительным переходом на онлайн-режим преподавателям школы пришлось быстрыми темпами наращивать soft skills. Независимо от своей специализации и содержания курсов, каждому преподавателю нужно было освоить:
«Представьте, что по ту сторону экрана сидит ребенок, и у него в глазах проблеснуло: «Я ничего не понимаю» или «Я пропустил». Вот этот момент нужно уметь отследить. Преподаватель должен обратиться к нему и сказать: «Паша, ты все понял? Хочешь – переспроси, я тебе еще раз расскажу». Эта эмпатия развита не у всех».
Еще одно изменение в работе школы связано с размером учебных групп. Если на офлайн-занятиях, как правило, присутствует 8–10 учеников, то для онлайн-классов число учащихся пришлось сократить до пяти. Так преподаватели смогут уделить всем должное внимание и донести нужный объем материала. Оксана Селендеева отмечает, что даже такое, казалось бы, простое решение, как сокращение размера учебных групп, пришло не сразу, а было принято методом проб и ошибок. Между преподавателями была организована коммуникация: каждый делился своими проблемами и идеями, а все решения принимались коллективно.
«Я не разделяю свою жизнь на до и после пандемии. Потому что каждый день ты получаешь какой-то новый опыт, что бы ты ни делал».
Оксана Селендеева не склонна делить историю развития своей компании на до и после пандемии. Однако она рассматривает этот период как некий фактор, который внес свои коррективы в работу школы, привел как к положительным, так и к отрицательным изменениям. Плюсов больше, а их анализ – способ проверить готовность бизнеса и его руководителя к возобновлению ограничений офлайн-деятельности.
Вот основные плюсы, которые компании удалось извлечь из периода самоизоляции.
1. Апробация и развитие онлайн-формата. За несколько месяцев дистанционного обучения школе программирования удалось собрать качественную статистику и получить обратную связь от преподавателей и учеников, а также сделать предварительные выводы относительно эффективности и надежности этого формата. Многие преподаватели, которым раньше не доводилось проводить свои занятия онлайн, отметили, насколько это может быть удобно. Причем, помимо каких-то личных бытовых преимуществ («никуда не нужно ехать», «более гибкий график» и т.д.), отмечались новые возможности для профессионального совершенствования. Например, малые учебные группы позволяют персонифицировать работу с учениками. Многие ребята тоже стали лучше усваивать материал и быстрее концентрироваться на задачах. Эти положительные эффекты стимулируют продолжать развивать оба учебных формата: и онлайн, и офлайн. Поэтому даже при улучшении эпидемиологической обстановки компания не планирует сокращать долю дистанционных курсов.
2. Доработка содержания обучающих курсов, разработка новых курсов. С учетом изменившихся условий работы и жизни, команда школы Coddy пересмотрела программы некоторых курсов. Оказалось, что несколько тем требуют более детального изучения, поэтому курсы были дополнены новыми модулями.
«Мы давно преподаем программирование в «Майнкрафт», но недавно разработали курс «Моды в «Майнкрафт» – это новая фича, новая история. Сейчас этот курс ведут всего несколько преподавателей, но скоро мы запустим его на более масштабном уровне».
3. Новые бизнес-процессы и внутренние коммуникации. За время пандемии компании потребовалось значительно расширить штат под новые задачи. Это, в свою очередь, привело к появлению HR-отдела, а кадровая политика разделилась на внешнюю и внутреннюю.
«Мы начинали с одного человека – директора по кадрам, а теперь у нас отдел из пяти человек. Также мы сделали собственный внутренний HR-портал для сотрудников».
Оксана Селендеева отмечает, что в компании трансформировались внутренние коммуникации, появились инновации, связанные с взаимодействием сотрудников друг с другом.
«В команде много людей, которые ставят задачи перед подрядчиками по сайту школы. Мы придумали коды для разных задач в зависимости от их срочности. Так, код 10 означает, что надо решить эту проблему срочно, день в день. Код 06 – что задачу нужно выполнить в течение недели. Код 04 – это срок в две недели или чуть больше».
4. Рост объема продаж и прибыли. По сравнению с прошлым годом, в школе программирования в разы выросло количество выпускников. Рост продолжался, несмотря на пандемию. Во многом это произошло благодаря режиму самоизоляции, так как он стал толчком для реализации планов, отложенных на потом. Все нововведения позволили компании выйти на другой уровень развития. Оксана Селендеева сравнивает этот процесс с улучшением метаболизма в организме: коллектив стал работать эффективнее и быстрее. Руководитель Coddy объясняет это стремлением поскорее воплотить в жизнь идеи, появившиеся вместе с новыми зонами роста.
«Задачи, отложенные на завтра, мы стали делать сегодня. Запустили большую машину инноваций. Количество занятий и число учащихся выросло в десятки раз. Правда, надо смотреть не только на число учеников, но и на чистую прибыль. У нас еще есть франшизы, различные мероприятия. У них разная маржинальность, но все идет в копилку. По некоторым направлениям у нас минус, это бесспорно. Но чистая прибыль увеличилась».
«Капиталистическая экономика стремится к преумножению олигополий. Крупные компании скупают маленькие – стартапов практически не остается, происходит поглощение. Бедные люди не диджитализированы, не имеют каких-то ярких навыков, соответственно, меньше зарабатывают. Между ними и богатыми растет разрыв в доходах».
Оксана Селендеева отмечает, что поведение потребителей может быть обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.
Говоря о внешних факторах, владелица компании упоминает глобальную тенденцию – рост разрыва между богатыми и бедными людьми. Наиболее благополучные социальные группы обогащаются еще больше, а среди представителей классов ниже среднего происходит обнищание. Растет количество кредитов, причем это касается в основном микрозаймов: люди занимают у банков не миллионы рублей, а десятки тысяч. По словам Оксаны Селендеевой, это яркий показатель снижения доходов простых граждан. В бизнес-среде также прослеживается рост разрыва между крупными компаниями и стартапами.
Перенося эти тенденции на сферу дополнительного образования, Оксана Селендеева отмечает, что со временем офлайн-образование станет дороже и престижнее. Правда, это не будет гарантией его высокого качества. Понимая эту тенденцию, владелица компании ставит перед собой и своей командой две задачи: продолжать развивать онлайн-сегмент и сделать занятия более доступными для людей с достатком ниже среднего. Руководитель школы отмечает, что выход в новые ниши возможен только при создании и развитии принципиально новых образовательных продуктов.
За последние несколько месяцев школе программирования для детей удалось значительно вырасти: расширить штат, увеличить объемы прибыли и продаж, разработать новые образовательные курсы и модули. Руководитель компании не связывает рост всецело с периодом пандемии и новыми условиями работы. Однако это время послужило сильным толчком к развитию компании и решению тех задач, до которых раньше не доходили руки. Когда начался режим самоизоляции, необходимо было справиться со стрессом (как с личным, так и в коллективе), осознать всю ответственность владельца крупного бизнеса и обнаружить новые зоны роста. Выполнение отложенных на потом задач помогло коллективу войти в быстрый ритм работы и увидеть новые перспективы развития компании.
Руководитель компании внимательно изучает потребительское поведение и следит за тем, какие изменения происходят в других странах, задающих те или иные тренды остальному миру, в том числе России. Дальнейшее развитие школы невозможно без учета глобальных тенденций, связанных с разрывом между богатыми и бедными социальными группами. Для этого потребуется выход в новые ниши с принципиально иными образовательными продуктами.