Подборка валидной информации о новом коронавирусе
В процессе подготовки лонгрида о том, как исследователи общественного мнения подходят к изучению тем, связанных с новым коронавирусом Sars-CoV-2 и вызываемым им синдромом COVID-19, мы изучили множество разных материалов и новостей по теме. И хотя нас как социальных исследователей вирус интересовал как социальный факт, как элемент определения ситуации, вызывающей реальные последствия (по У. Томасу), мы неизбежно проваливались на уровень биологических и медицинских описаний. В последние недели было опубликовано столько «мусора», что мы невольно вынуждены были производить селекцию попадавшихся на глаза текстов. В результате у нас накопилось дюжина проверенных материалов о вирусе. Некоторыми из них мы хотим поделиться с нашими читателями. Этот обзор не претендует на полноту и всеаспектность. Но мы надеемся, что он поможет выступить некоторым ориентиром в море информации о вирусе и вооружит практическим знанием.
Поможет изменить ваше отношение к ситуации вокруг новой коронавирусной инфекции, если вы до сих пор не смотрели на нее всерьез. Эксперт не пытается в очередной раз запугать читателя нехваткой аппаратов ИВЛ при быстром распространении заразы и данными о смертности в старшей возрастной группе. Небольшой холодок пробегает по спине просто от того, как он по-медицински четко и беспристрастно описывает происходящие в организме изменения. Четыре стадии развития болезни и неизбежные последствия даже для тех, кому не потребовалась госпитализация. После прочтения этого фрагмента интервью уже хочется тщательно вымыть руки, нос, глаза и, желательно, легкие изнутри. Деталей медицинскому триллеру добавляет информация о том, как врачи и исследователи в разных странах пытаются сохранить свое здоровье и героически жертвуют собой, переламывая ход эпидемии. Чего только стоит рассказ о подвиге эпидемиолога Карло Урбани, который первым идентифицировал «атипичную пневмонию» в 2002-м и спас ценой своей жизни целую страну (см. видео ниже).
Ознакомились с первым материалом? Теперь нужно немного успокоиться. Для этого посмотрите запись доклада Михаила Щелканова – доктора биологических наук, заведующего несколькими российскими лабораториями, изучающими вирусы и микроорганизмы, – на ученом совете Дальневосточного государственного университета. О его научном докладе написали Lenta.ru и целый ряд интернет-медиа, поэтому какие-то отголоски вы наверняка слышали, но лучше посмотреть запись трансляции целиком. Разбирая типичные мемы и фейки о «короне», циркулирующие в Сети, эксперт рассказывает о том, как устроен сам вирус, откуда появился, а также дает прогнозы по его распространению и объясняет, почему Россия лучше других стран подготовлена к эпидемии и когда будет готова отечественная вакцина. Любопытный факт, что изучением вирусов, связанных с летучими мышами (именно они являются природным резервуаром для SARS-CoV-2), Михаил Щелканов занимается на Дальнем Востоке России еще с 2002 года, что позволяет считать его одним из самых авторитетных мировых экспертов в этой теме.
Летальность от нового вируса – одна из основных тем дискуссий. В сравнении с другими штаммами острых респираторных синдромов она значительно ниже. Соотношение смертельных случаев (3291) и общего числа заболевших (81 782) в Китае (см. статистику на сайте американского исследовательского центра (Университет Джонса Хопкинса)) можно рассматривать как уровень летальности от вируса в этой стране. Конечно, здесь мы делаем допущение, что оставшиеся 7,6 тысячи болеющих благополучно поправятся, что маловероятно, хотя, конечно, хотелось бы в это верить. Отношение 3291 к 81 782 дает коэффициент летальности в 4,0%. А для Италии тот же статистический портал Университета Джонса Хопкинса показывает летальность на уровне 10,2% (8215 погибших на 80 589 заболевших). При этом в Корее, которая в зараженных районах провела практически поголовное тестирование населения, рассчитываемый таким образом показатель смертности равен 1,4% (131 на 9241*). И теперь последние данные китайских ученых говорят лишь о 1,5% смертельных случаев от коронавируса: в статистику включили несколько десятков тысяч, у которых в крови обнаруживаются антитела к SARS-CoV-2, хотя ранее они не значились в списках заболевших. Это ближе к корейским цифрам, чем к итальянским.
Все данные – по состоянию на вечер 26 марта 2020 года.
На показатели смертности влияет подготовленность людей, медицинской системы, жесткость и своевременность принимаемых государством мер, средний возраст населения, а также, судя по данным из Кореи, массовость тестирования. Ведь у многих заболевание протекает бессимптомно, такие люди не попадают в знаменатель. Скорее всего, реальные цифры мы узнаем только в конце эпидемии. А пока все, что можно делать, – это соблюдать осторожность, а не пытаться оправдать рисковое поведение с помощью статистики: зараженных, у которых потом когда-то обнаружатся антитела к вирусу, может быть гораздо больше.
То, что особому риску подвержены представители возрастной группы 60+, уже, похоже, успели усвоить все. Почти каждая алармистская статья про коронавирус и инструкции по его профилактике акцентируют внимание на этом. Может даже сложиться впечатление, что для детей и молодежи вирус вовсе не опасен и переносится ими легко. Это не так. Итальянский врач, работающий в эпицентре эпидемии в Ломбардии, утверждает, основываясь на своей практике, что молодые итальянцы почти так же тяжело переносят инфекцию, как и пожилые. А исследование врачей из китайской провинции Ухань говорит о том, что и малыши могут оказаться в реанимации с пневмонией и им понадобится переливание плазмы крови переболевших взрослых с антителами к вирусу.
Готовой к массовому производству вакцины от Sars-CoV-2 еще нет. Пока готовы только прототипы, которым предстоит пройти многошаговую процедуру проверки эффективности. Однако врачи, сталкивающиеся с необходимостью лечить людей прямо сейчас, постоянно пробуют созданные ранее – для других болезней и по другому поводу – препараты, пытаясь включить их в курс лечения больных с COVID-19. Пока самым впечатляющим можно назвать успех французских врачей. Более 90% пациентов, при лечении которых использовали лекарство от малярии (фосфат хлорохина) в сочетании с антибиотиком азитромицином, выздоровели в течение шести дней (контрольной группе понадобилось 14 дней, чтобы при тестах перестал выявляться вирус). К таким же выводам пришли и в США. Будет ли эта схема внедрена в практику, непонятно. Для лечения Sars-CoV-2 пока используются методы, зарекомендовавшие себя при лечении других коронавирусов. Но ясно, что самостоятельно назначать себе этот фосфат хлорохина опасно, это может привести к осложнениям, вплоть до летального исхода.
В нашей стране проблема тестирования на Sars-CoV-2 за все время с появления здесь болезни оставалась, наверное, одной из самых тревожащих. Чаще всего для того, чтобы пройти тестирование, вас должны были осмотреть врачи, вызванные на дом. Инициировать самостоятельное тестирование до сих пор было невозможно (процедура и группы, проходящие обязательное тестирование, указаны на сайте Минздрава). При этом на ранней стадии болезни Sars-CoV-2 трудноотличим от обычной ОРВИ, и легкие симптомы не являются основанием для назначения анализов на коронавирус. То есть, чтобы пройти анализ, заболеть нужно уже серьезно. А в этой ситуации вмешательство врачей уже может не помочь. Постепенно ситуация меняется. В Москве открывается девять новых лабораторий, которые должны выйти на производительность в 10 тыс. исследований в день, об этом в своем блоге заявил Сергей Собянин. Неясно, будут ли лаборатории обслуживать только Москву. Однако в крупных российских городах частные лаборатории скоро начнут проводить платные тесты на новый коронавирус для всех желающих. Эти шаги вселяют определенную надежду, что совсем скоро тестирование будет налажено по всей стране.
Риторику российских властей пока можно назвать успокаивающей. И мэр Москвы, назначенный главой антикризисного штаба, и президент в основном говорят о мерах по предотвращению эпидемии и ее социальных последствий. Обращения европейских лидеров значительно контрастируют по тону с заявлениями российских официальных лиц. Европа уже приняла на себя серьезный удар эпидемии, и национальные лидеры не стесняются напрямую говорить об угрозе смерти своих граждан. Одним из самых жестких в этом смысле выглядит недавнее выступление премьера Великобритании Бориса Джонсона: «Из дома никому без надобности не выходить, больше, чем по двое, не собираться. У полиции будут особые полномочия пресекать нарушения». К сожалению, опыт европейских стран, чьи лидеры изначально тоже выступали с относительно мягкими предложениями и заявлениями, показывает, что мягкую риторику народ не понимает и распространение инфекции продолжается. Такое развитие событий не исключено и в нашей стране, если антикризисный штаб не снабдит речь главы государства необходимыми жесткими комментариями. Будем надеяться, что худшего не произойдет. Берегите себя и своих близких!