• к-Темы
  • 07.04.21

Сердце гореть уже не будет

Что лежит в основе решения предпринимателя закрывать или не закрывать бизнес?

qr-code
Сердце гореть уже не будет

Наши информанты смогли пережить локдаун, перезапуститься к осени, они перестраивались, учились играть по-новому, смогли зиму перезимовать и продолжают вести предпринимательскую деятельность под шквалом новых и старых проблем. Конечно, у каждого предприятия малого бизнеса своя уникальная ситуация, но очень многие, выдержав все эти испытания, задают себе вопрос: а не было ли это все зря, остался ли бизнес жизне- и дееспособен? Как сталкиваются предпринимательские ожидания с реальностью, и как это влияет на решение вопроса о перспективах своего дела? Какие сроки отводят предприниматели своему делу и готовы ли начать все сначала? И, наконец, как предприниматели делают выбор между желанием продолжать вести бизнес и показателями его рентабельности? История предпринимательницы из Ростова открывает серию материалов, посвященных этим вопросам.

В рамках проекта ФОМа «Социология малого бизнеса» была проведена серия интервью с предпринимателями из разных регионов, имеющими бизнес в самых разных сферах. На основе полученных материалов мы попытались проследить, как предприниматели адаптировались к новым рискам, меняющимся правилам игры. Понятно, что еще рано делать выводы о том, на каких «слонах» будут стоять новые отношения в сфере бизнеса. Но мы зафиксировали симптомы, которые могут свидетельствовать об их изменении.

Решение закрыть бизнес или продолжать работу принимается не только по результатам сведения баланса. Предпринимателям также приходится решать, насколько адекватной новой ситуации будет их бизнес-модель. Это изменившиеся условия рынка, спроса, новые правила бизнес-отношений. Усложняет ситуацию и то, что такое решение приходится принимать в условиях беспрецедентной неопределенности, – горизонты планирования в пандемию сузились практически у всех.

Я подумаю об этом завтра… через год

Не всегда предприниматели, прикипевшие душой к бизнесу, могут дать объективную оценку его состоянию. Это видно даже по тому, как люди говорят о своем бизнесе. Часто их внутренняя неуверенность проявляется в выборе грамматической формы. Например, предпринимательница из Ростова, говоря о двух своих бизнесах, несколько раз сбивается и меняет время с прошедшего на настоящее.

Информант: У меня два юрлица, два бизнеса было, два агентства праздников, маркетинговое агентство, рекламное агентство.

Интервьюер: Это, вы сказали, было?

Информант: Ну как было, считай, было – до сих пор не вернулось.

Интервьюер: Вот я бы хотела спросить, как бы вы оценили состояние вашего бизнеса на данный момент, одного и второго?

Информант: В плачевном состоянии.

Интервьюер: Оба?

Информант: Нулевом, да.

Кто я – в данный момент и в принципе?

Имея огромный, 16-летний опыт в своей сфере, предпринимательница рассказывает о невозможности изменить положение дел своими силами: «Я не могу ничего предпринять, пока не изменится ситуация с коронавирусом». Сохранив юрлица в режиме ожидания, женщина оказалась перед выбором: пойти работать по найму или попробовать открыть дело в принципиально иной сфере. Выбрав первое, она устроилась на хорошую должность со свободным графиком – директора по развитию частной клиники. Интересно, что этот свой ход она характеризует скорее как пассивный. Человек, привыкший предпринимать, выжидательную позицию считает вынужденной и невыигрышной.

Я не пошла мыть посуду, ну, как бы, мой социальный статус, в принципе, не нарушен. Ну, финансовая сторона, может быть, где-то нарушена, а может быть, даже и нет. То есть это вообще под большим вопросом. Сейчас я выбрала позицию выбирающей стороны, то есть я сижу жду, когда что-то изменится. Когда мы победим коронавирус.

Свою сегодняшнюю деятельность информантка описывает уже с позиции наемного работника, а не действующего предпринимателя.

Я в большей степени <так> работаю, что, скорее всего, я уже не откроюсь. <…> Скорее всего, нет, по крайней мере, я так думаю. <…> Я решила, как в «Унесенных ветром»: подумаю об этом завтра.

Казалось бы, налицо переход из статуса предпринимателя в статус наемного работника, но до реальных действий – юридического закрытия предприятия – дело не дошло. И причина, как показывают рассуждения респондента, не только в теплящихся надеждах на возрождение старого дела. От такого шага ее удерживает особый бизнесóвый дух. Настоящий предприниматель «остается в звании своем», даже если его конкретное предприятие в данный момент на мели.

Свой бизнес не закрываю. Верю, что он еще вернется, но в этом году я тоже думаю, что ничего не будет. <…> Потому что все-таки я, имея свой бизнес столько лет, понимаю, что самый лучший вариант – быть собственником бизнеса.

Как видим, предпринимательская жилка никуда не денется. Но если бизнесу суждено восстановиться или планируется открыть новое дело, то прежде должны быть сделаны выводы. Пандемия стала испытанием не только предпринимательского духа, но и экзаменом на умение вести дело. Например, диверсификация бизнесов по разным сферам и направлениям стала сегодня не просто показателем грамотного ведения бизнеса, а необходимостью.

То есть какой конкретно это будет бизнес, я не знаю. В любом случае я, как и многие предприниматели, поняла, что он должен быть всегда в двух направлениях, например, продажи и люди. А не люди и люди, как вот сейчас получилось.

Опыт: богатство или груз

Кроме предпринимательского духа, у нашей информантки есть еще одно сильное преимущество – огромный опыт.

Почему не буду закрываться? Потому что 15 лет бизнеса – это целая история, долгий путь, чтобы стать этим человеком, кем я стала. Чтобы заработать доверие клиентов, очень много грамот, огромное количество крупных компаний. Поэтому, наверное, к этому нужно психологически подойти. И, наверное, мне нужен еще год… я думаю, что это все будет длиться год еще точно, коронавирус этот в принципе. Как раз через год я ее и закрою.

Опыт – очень мощный якорь. С одной стороны, он помогает трезво оценивать свои силы и давать оценку перспективам, но с другой – прочно держит в существующих рамках. Его не так-то просто в одночасье отбросить, он может быть как форой, так и обузой.

Но у каждого предпринимателя, помимо опыта, есть еще и набор навыков. Их легче приобрести, но легко и потерять. Иными словами, удаляясь от предмета, человек перестает чувствовать его на кончиках пальцев, и наоборот: то, что находится в процессе постоянного делания, позволяет набить руку и применить умение к новому направлению.

В случае нашей героини опыт может подсказывать, что ситуация изменилась довольно сильно, и вполне возможно, что знания, навыки, связи, которыми она обладает, после пандемии просто не будут востребованы. Проблема релевантности новым условиям – ахиллесова пята опыта в любой сфере, в том числе и бизнесе.

Я думаю, что психология человека не может все время находиться в режиме ожидания. Если стоматолог не сверлит зуб, косметолог не делает лицо, маркетолог не проводит исследования, соответственно, что происходит? У человека теряются навыки. Они приобретаются в чем-то другом. Я думаю, что просто организатор праздников или рекламщик – это тоже определенного рода навык. Если люди хотят получить качественную услугу, они должны ее получить или у тех, у кого горит сердце, или у людей, у которых есть опыт.

По поводу бизнеса: для кого-то это убийство, а для кого-то (как для компании) – бум. Миллионер в одну ночь. Для Delivery Club, «Яндекс.Маркета» деньги только покатились, потому что люди пользуются доставкой. Люди научились работать дома, в скайпах, бабушки научились пользоваться «Ватсапом» и заказывать себе еду на дом. Их внуки и дети вздохнули: оказывается, так можно было, только жизнь не заставляла научиться. А теперь они приобрели, как обезьяны, эти новые навыки. Не все так плохо, и любая пандемия дает людям какие-то другие, новые возможности.

Нет дела без огня

Но вот только если дела в бизнесе можно поставить на паузу, то огонь в сердце, с которым человек делает свое дело, – гораздо сложнее. Чем дольше костер остается без дров, тем сложнее будет раздуть тлеющие угли и заставить заиграть яркое пламя. В истории нашей героини этот огонь – ключевой фактор. Судьба ее бизнеса зависит от того, сохранятся ли пыл и желание заниматься этой деятельностью.

Дело в том, что сердце-то уже гореть не будет. Конечно, скорее всего, будет гореть уже по другому какому-то направлению, поэтому это станет неактуальным. Я же взрослая уже барышня. Если бы это был 30-летний парень или девочка, у которой вся жизнь впереди. Мне уже 40 лет, я не говорю, что у меня позади, но…

Откуда дровишки

Многие предприниматели выбирают режим ожидания, а не закрытие бизнеса (и открытие нового) и закладывают на это временной интервал в границах одного года. Эта тема звучит не только в этом интервью, но и в историях других владельцев бизнесов.

Могу объяснить. Во-первых, я должна на что-то жить, любой бизнес требует вложений. Вложения, которые у меня были, потрачены за эти 4–5 месяцев, когда мы были все в шоке. Заниматься любым бизнесом – нужны деньги. Я не могу делать работу плохо. Не могу себе делать сайт, он не должен быть дерьмовым. Мне нужно жить здесь и сейчас, сегодня. Сегодня кормить своего ребенка, а не через какое-то время. Для меня сейчас в приоритете – работать тем, что сейчас есть, не выдумывая ничего, потому что это требует вложений. Люди, у которых есть деньги, которые их могут содержать, конечно, я бы им посоветовала <открыть новый бизнес>. Так люди и делают, по большому счету.

Обратим внимание на срок, который предпринимательница отводит на принятия решения, а также на ее горизонт планирования. Если до пандемии загадывали лишь на год немногие, это считалось рискованным, то в нынешних условиях планировать на целый год – уже достаточный риск. Учитывая всю сложность контекста, в котором находится сегодня малый бизнес, слова этой предпринимательницы о том, что пандемия закончится примерно через год и именно через год она закроет свой бизнес, не выглядят парадоксальными и далекими от рациональности.

Мы намеренно довольно подробно остановились на описании этого кейса. Нашей целью было показать констелляцию (созвездие) факторов, которые сами предприниматели считают сегодня определяющими в принятии важнейших решений. Схожие аргументы мы обнаруживали и в материалах других интервью проведенного исследования. Конечно, всякий раз это было свое уникальное «созвездие» факторов. Но между ними обнаружилось довольно много общего. Об этом – в наших следующих материалах.

Юлия Османова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ