• к-Темы
  • 06.10.21

Социальные представления о пандемии: темпоральное измерение

Кратко о новом исследовании

qr-code
Социальные представления о пандемии: темпоральное измерение

Все лето и начало осени наш коллектив работал над книгой «Повседневность пандемии», являющейся итогом исследований, которые мы проводили с начала пандемии1. Сейчас, когда рукопись ушла на редактуру, кажется уместным подумать, на чем следует сфокусироваться дальше и как будет развиваться направление «Новый Образ Жизни» (НОЖ) Проекта коронаФОМ. 

Наша команда работает над тематикой будущего исследования. Постараемся коротко описать его основную проблематику и обозначить главные сюжеты, которые кажутся значимыми и заслуживающими полноценной проработки.

Что довольно сильно цепляет в текущей ситуации? Чем для исследователя, который пытается сформулировать продуктивный исследовательский вопрос о пандемической реальности, ситуация сейчас, в сентябре – октябре 2021 года, отличается от ситуации в марте – апреле 2020 года? Тем, что наше восприятие пандемии, наш способ говорить о ней изменились радикально.

И в первую очередь изменилась темпоральность пандемии. Если весной прошлого года мы ощущали положение дел как катастрофическое, то сейчас этого ощущения нет – хотя элементы катастрофы (например, сводки об умерших от ковида за сутки) должны вызывать не меньший ужас, чем тогда, во времена локдауна. 

Ощущения катастрофы нет. А что есть? У обывателя (и мы здесь не исключение) в отношении хода пандемии, мер борьбы с ней сформировались как привычка, так и усталость. Кажется, уже нет надежды на скорое окончание пандемии – разговор о временны́х горизонтах (которые раньше постоянно сдвигались) уже практически не ведется, поскольку не вызывает никакого интереса у публики. А доковидные времена все больше обрастают теплыми воспоминаниями, вызывая чувство ностальгии.

Есть и еще один эффект, который тесно связан с изменением темпоральности. Растянутость пандемии во времени приводит к рутинизации практик, характерных для нее. А это в свою очередь для некоторых людей и вовсе обессмысливает различение на «до» и «после» пандемии – она «вошла в привычку».

Поэтому представляется важным разобраться, как оценивают пройденный пандемический путь россияне и какие перспективы окончания пандемии они видят сейчас. Ждут ли люди этого окончания или свыклись с мыслью, что это может быть навсегда? Исследовательский вопрос можно сформулировать так: как устроены социальные представления о темпоральности пандемии? Длительность пандемии, ее внутренняя динамика – с новыми волнами и спадами, с новыми штаммами и т. д. – заставляют предположить, что ее протяженность во времени больше реального горизонта долгосрочного планирования. 

Если это предположение верно, то из него следует, что на уровне массового сознания пандемия стала восприниматься иначе: например, людям кажется, что она не закончится никогда – в том смысле, что будет продолжаться все наше воображаемое будущее, то будущее, в котором мы размещаем наши жизненные сценарии. Если это восприятие распространено более или менее широко, если для многих пандемия – уже не событие, имеющее предсказуемые временные рамки, а нечто постоянное, то это должно вести к отказу от надежд на возвращение в доковидное прошлое, что в свою очередь должно каким-то образом сказываться на системе ценностей, на планах и приоритетах. Например, это может реактуализировать, вернуть в повестку дня те планы, которые были заморожены, отложены на время – до гипотетического окончания пандемии, или, напротив, заставить навсегда отказаться от каких-то планов в угоду новой действительности. Более того, это может сказываться даже на повседневных действиях, например на том, как человек соблюдает/не соблюдает текущие гигиенические ограничения и как обосновывает свое поведение. И если бы мы смогли доказать эту гипотезу/предположение, то в наших руках оказался бы хороший объяснительный ресурс для таких явлений, как массовое игнорирование требований носить маски и соблюдать дистанцию в разгар четвертой волны пандемии в России.

 

Но прежде всего стоит выяснить, насколько распространены, с одной стороны, ожидания окончания пандемии (и какие следы она, в представлении надеющихся на такой исход, оставит в их жизни и в социальном порядке), а с другой – смирение с мыслью о постоянном сосуществовании с ней. И как эмоционально заряжены эти полярные представления.

На коллективном обсуждении мы наметили для себя следующие тематические сюжеты, с которыми нам хотелось бы поработать в первую очередь на этапе погружения в столь фундаментальную тему.

  • Усталость и перспективы: сколько еще продлится пандемия, горизонт ожиданий по поводу ее временны́х границ.
  • Мутация вируса: кто кого «переиграет» – вирус человечество или человечество вирус?
  • Доковидное время: аспекты восприятия, возможность вернуться к прошлой жизни.
  • Вопрос об окончании пандемии: что угнетает сильнее всего? А с чем, наоборот, удалось свыкнуться?
  • Какие варианты окончания пандемии видят россияне? Благодаря чему она закончится? Благодаря достижению коллективного иммунитета (в результате вакцинации или того, что все переболеют)? Или вирус как-то сам развеется/отступит (как неожиданно возник, так неожиданно и исчезнет)? По окончании пандемии все будет по-прежнему или что-то изменится бесповоротно?
  • Дождемся ли мы окончания пандемии? Как обосновывается интерпретация текущих событий, что из нее следует?
  • Что пандемия оставит нам навсегда, а какие практики со временем могут уйти?

Для того чтобы погрузиться в тему и более детально продумать дизайн будущего исследования, мы приняли решение провести разведывательный качественный опрос: собрать 10 фокус-групп и обсудить с их участниками перечисленные выше сюжеты. Основная задача – понять, как люди реагируют на эти темы, какие варианты осмысления временно́го измерения пандемии возможны на данный момент, осенью 2021 года, а также что из этого следует.

С результатами исследования мы ознакомим читателей в следующей публикации в разделе «НОЖ».

________________

1 О чем эта книга, можно узнать по этой ссылке.

Артем Рейнюк

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ