На какие тренды смотрят инвесторы в текущем году и что сегодня происходит с корпорациями и стартапами
Самые актуальные тренды для инвестирования
Войны и эпидемии всегда кардинально меняли многие аспекты жизни людей. Пандемия коронавируса не исключение. Ее последствия (множество пострадавших индустрий, рецессия экономики, миллионы заболевших) сильно повлияли на технологические стартапы и связанную с ними индустрию венчурного капитала.
Профессиональные венчурные инвесторы после короткого снижения активности в начале пандемии решили не повторять ошибок рецессии 2007–2009 годов и увеличили финансирование стартапов, показав к концу 2020 года рекордные объемы. К ним активно присоединились нетрадиционные венчурные инвесторы: бизнес-ангелы, семейные офисы, институциональные инвесторы, так называемые туристы венчурного рынка, что говорит о том, что технологические стартапы и быстрорастущие компании перестают быть альтернативными инвестициями, а занимают все больше места в портфелях всех инвесторов. Очередь в ближайшее время – за активным развитием новых инструментов, технологий, которые теперь занимают умы не только визионеров и футуристов, но и вполне прагматичных инвесторов.
Президент Международной организации инвесторов INVESTORO Виталий Полехин рассказывает, что по результатам 2020 года его компания увидела существенный рост объема финансирования стартапов во всем мире. В Северной Америке, Азии и Европе объем финансирования стартапов год к году вырос на 15% и составил, по данным платформы бизнес-аналитики CB Insights, $259 млрд, при этом в Азии увеличился на 28% год к году, в США – на 12% и в Европе – на 1%.
В России количество сделок слияний и поглощений в технологическом секторе выросло на 9% (согласно последнему отчету KPMG). Лидерами оказались доставка на дом готовой еды и продуктов питания («Самокат», Elementaree, «Кухня на районе») и платформы онлайн-обучения («Учи.ру», MEL Science, AllRight.io, MyProduce, «Смотри.Учись», Skillbox, «Препреп.ру», MyBuddy.ai, BestDoctor, Dostavista).
Число и объем венчурных инвестиций в нашей стране, согласно Российской ассоциации венчурного инвестирования, снизились. В первом квартале прошлого года наблюдался значительный провал, но начиная со второго пошел рост и числа, и объемов венчурных инвестиций, и уже в четвертом квартале их объем почти достиг рекордного третьего квартала 2018 года. При этом в четвертом квартале 2020 года с меньшим количеством сделок инвестировались большие суммы в самые успешные компании. На российском рынке доминируют сделки с участием госфондов и фондов с государственным участием. А согласно отчету Агентства инноваций города Москвы, большая часть российского венчурного рынка сконцентрирована в столице (75% общего объема инвестиций и 57% общего количества сделок в России).
Подробнее о ситуации со стартапами на международном рынке читайте в материале «Технологии в массы: на какие тренды смотрят инвесторы в 2021 году».
Коронавирусная реальность сильно разогнала внедрение цифровых технологий, а также поставила перед компаниями разного масштаба новые задачи. Преподаватель MBA «Нетологии», CEO стартапа Master Delivery, а в прошлом – руководитель департамента стратегического развития «Почты России» Игорь Шиянов высказал свое мнение, как корпорациям и стартапам быть успешными и развиваться с учетом требований и специфики новой нормальности.
Ускорившаяся цифровизация породила появление новых бизнес-моделей, например ту же телемедицину и anything-as-a-service (подписку на приложения через облачный сервис). Стартапам в этой ситуации намного легче: для внедрения нового им не надо меняться глобально, скорость адаптации к запросам потребителя высокая. Корпорации же страдают от собственного масштаба: согласования на разных уровнях и сложная внутренняя структура сильно тормозят процесс. Именно поэтому стартапы, казалось бы, должны составлять хорошую конкуренцию большим компаниями. Однако последние все равно выигрывают за счет ресурсов, устойчивости и того, что на рынке их знают.
Преимуществом стартапов, которое может позволить им преуспеть, Игорь Шиянов считает остроактуальные знания и компетенции. Молодые специалисты не делятся ими, а строят на их основе собственные компании, в то время как корпорации черпают информацию из источников, которые быстро устаревают. Успех Uber связывают с тем, что его основатели не продали свое ноу-хау крупному оператору такси, а решили построить собственную экосистему. При этом Игорь Шиянов отмечает, что успех стартапа в конкурентном поле все равно измеряется тем, смог ли он из амбициозного начинания превратиться в корпорацию. У некоторых получилось стать такими «единорогами», например у Uber, SpaceX, Airbnb.
В качестве возможных сценариев, при реализации которых могут выиграть и стартапы, и корпорации, Игорь Шиянов упоминает следующие истории. Во-первых, это венчурные фонды больших игроков, вкладывающие деньги в профильные для них начинающие компании. Во-вторых, это инкубаторы и акселераторы, в которых корпорации высматривают для себя полезные команды и идеи. И третьей, наиболее свежей и перспективной идеей является venture builder – когда корпорация сама создает стартап. В этом случае инновационные идеи подкрепляются большими ресурсами и запуск нового продукта происходит в ускоренные сроки.