Чем опасны гаджеты для детей на «удаленке» и как digital помогает искусству во время карантина
Минусы и плюсы виртуальной жизни для детей
Переход на дистанционное обучение привел к тому, что электронные устройства заняли еще более важное место в жизни детей, хотя и до пандемии многие родители были обеспокоены тем, сколько времени их отпрыски проводили в виртуальной реальности. Декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко разделяет эти опасения и считает, что «гаджет не должен становиться единственной формой и источником эмоционального развития». Когда ребенок погружается в видеоигры или видео, родители уже не имеют возможности контролировать и корректировать его эмоциональное состояние и психические реакции. Ребенок начинает подчиняться правилам, которые царят в виртуальном мире. Это может быть опасно, так как дети все воспринимают с повышенной эмоциональностью, а их психика еще не до конца сформирована. В тех же социальных сетях ребенок может создавать несколько профилей и играть разные роли: как позитивные, так и резко негативные. По мнению Юрия Зинченко, это может привести к психическим расстройствам. Поэтому особенно важно, чтобы во время удаленной учебы, когда ребенок и так много времени проводит с гаджетами, у него осталось живое общение, чтобы его реальная жизнь была не менее интересной и насыщенной, чем переписки в мессенджерах.
Несмотря на возможные негативные последствия от постоянного взаимодействия детей с гаджетами, дистанционное обучение имеет ряд плюсов. Например, на онлайн-занятиях более комфортно чувствуют себя дети, в реальной жизни столкнувшиеся с буллингом. У учителей есть возможность сразу же пресекать конфликты между учениками.
Больше информации о том, как дистанционное обучение и гаджеты влияют на молодое поколение, – в материале «Новая реальность»: декан факультета психологии МГУ о проблемах детей и подростков в условиях пандемии».
В культурном сообществе представлены два противоборствующих лагеря: придерживающиеся классического офлайн-потребления контента и пропагандирующие использование технологий при соприкосновении с прекрасным. Рассмотреть такое разделение через призму пандемии предлагает международный арт-дилер и независимый эксперт в области арт-диджитала Екатерина Шнайдер. Она говорит, что именно коронавирус и самоизоляция подогрели спор между этими двумя лагерями. После месяцев заточения дома консервативное представление о том, что цифровизация не нужна гуманитарной сфере, сильно пошатнулось, ведь во время карантина прекрасное было доступно только благодаря гаджетам. Люди активно искали развлекательный и образовательный контент, поэтому в «цифру» шагнули все: театры, галереи, музеи и т. д.
По мнению Екатерины Шнайдер, пандемия спровоцировала развитие ряда технологических трендов в культурной экосистеме. Среди них она называет дополненную реальность. Эта технология дает возможность узнать больше о произведениях искусства и заглянуть туда, где зритель еще не был: например, увидеть обратную сторону картины с отметками о подлинности и штампами с аукционов. Live-трансляции опер, балетов, спектаклей и концертов приобрели невиданный прежде размах, хотя театры до пандемии твердо разделяли позицию консервативного лагеря и ждали зрителей в реальных залах. В будущем Екатерина Шнайдер предрекает повсеместное гибридное потребление подобного контента: по-старому уже не будет.
О других digital-трендах в гуманитарной среде читайте в материале «Екатерина Шнайдер: Как пандемия повлияла на цифровизацию индустрии культуры и искусства».