В ходе изучения реакции малого бизнеса на ограничительные меры выявлены четыре типа бизнесменов
Как связаны стремление иметь собственное дело со стремлением изобрести что-то новое? Всегда ли предприниматель – первопроходец? В каком случае бизнес превращается в дело всей жизни? Как предприниматели разных типов реагируют на кризис?
Последствия пандемии для малого и микробизнеса во многом будут зависеть не только от государственной политики по поддержке предпринимательства, состояния экономики, покупательского спроса, сферы деятельности предпринимателя, «накопленного жирка» и т. д., но и от личности предпринимателя. Это, казалось бы, банальное утверждение на самом деле имеет вполне просчитываемые параметры. Люди, занимающиеся бизнесом, по определению чем-то отличаются от обычных людей.
История не знает случаев такой всеобъемлющей остановки бизнеса под действием обстоятельств непреодолимой силы, как та, что случилось почти в планетарном масштабе весной 2020 года. В одной только России на паузу был поставлен бизнес сотен тысяч малых предпринимателей. Это создало уникальную для социальных исследователей ситуацию. Действующие в повседневности социальные закономерности лучше всего проявляются, высвечиваются в условиях, когда нормальное течение дел нарушается. В этот момент становится видно, что, собственно, является нормой, правилом, – в нормальных условиях норма незаметна. Такой подход зародился в 1970-е годы в США в рамках этнометодологического направления в социологии и получил название «кризисный эксперимент». Вызванная эпидемией остановка экономики поместила большую часть малого бизнеса в ситуацию кризисного эксперимента, дала возможность в чистом виде зафиксировать базовую установку предпринимателя: его стремление, долг, призвание что-то предпринимать, любыми способами сохранить свое дело, поддержать своих сотрудников.
«Я предприниматель. Лишить меня сейчас клиники, лишить меня моих рук, именно врачебных рук – я буду другим заниматься. Предприниматели – они предпринимают, они шевелятся, они не могут по-другому, вот и все». (Воронеж, ветеринарная клиника)
«Мы предприниматели. Мы предпринимаем попытки выжить. У нас нет попыток умереть. Нас и так есть кому задушить. У нас нет выбора абсолютно. Мы будем переть. Прямо и вперед». (Воронеж, туристический бизнес)
«Все хорошо» – это чтобы у меня работяги зарабатывали деньги». (Краснодар, сфера обслуживания)
Изучая, как каждый конкретный предприниматель реализовывал эту базовую установку – кто-то сдался и закрылся, кто-то быстро перепрофилировался, кто-то ушел в «серую» зону, но продолжил работать, и др., – мы неизбежно сталкивались с необходимостью атрибутировать эту реакцию тому или иному фактору. На нее влияло многое: и то, насколько бизнес способен перейти в онлайн, и жесткость ограничений, и прогнозируемый потребительский спрос. Постепенно мы начали накапливать свидетельства, что выбор способа реагирования зависит также от того, что́ мы назвали типом предпринимателя.
Изначально в задачу исследования не входила какая-либо типологизация представителей малого бизнеса. Соответствующие индикаторы в инструментарий исследования не закладывались. Однако в ходе обработки данных, работая с обширным массивом историй разных людей (109 историй), мы пришли к выводу, что имеем дело с отчетливо проступающей сквозь многообразие описаний и нарративов структурой: четырехчленной типологией предпринимателей по способу вхождения в бизнес.
В основу анализа мы положили то, как и почему человек пришел в предпринимательство. Кто-то вынужденно занялся собственным делом, чтобы кормить семью; кто-то хотел хорошо зарабатывать; кто-то – профессионального роста (начиная бизнес, люди нередко полагают, что получат капитализирующий их профессиональный опыт); у кого-то хобби переросло в свое дело; кто-то подхватил или перехватил уже начатое дело и т. д. С этой точки зрения мы выделили четыре основные группы предпринимателей.
Накопив описания, позволившие выделить эти четыре типа, первоначально исследовательская команда расположила их в одномерном пространстве на оси «уровень риска при запуске бизнеса», где первый и четвертый типы образовывали полюса «предельно рискованно» и «риск сведен к минимуму» соответственно. При этом локализация на этой оси второго и третьего типов вызывала сложности. В ходе обсуждений внутри исследовательской группы мы ввели дополнительное различение для описания уровня риска.
Мы постулировали, что риск при запуске бизнеса складывается из двух составляющих:
Так, предприниматели первого типа, а точнее, создающие бизнес первого типа, их мы назвали «Инициаторы», имеют дело с максимальным уровнем риска, поскольку опыт как в производстве этого продукта, так и в его монетизации отсутствует на уровне человечества.
По контрасту с ними предприниматели, запускающие бизнес четвертого типа, «Последователи», напротив, имеют дело с минимальным уровнем риска, насколько это возможно в бизнесе: работая в уже функционирующей компании, они могли наблюдать и производственный процесс, и процесс продаж и маркетинга, и воспроизвести их в своем деле.
У предпринимателей второго типа отсутствуют риски, связанные с выводом продукта на рынок и монетизацией: они заведомо копируют успешную, валидированную бизнес-модель, но высоки риски, связанные с организацией производства. Поскольку они поймали свежий тренд, специалистов по производству этого продукта еще нет. И если отсутствует возможность их переманить, «схантить», что в случае с малым бизнесом является наиболее распространенной стратегией, то предпринимателю остается идти вперед наощупь, «набивая производственные шишки». Этот тип предпринимателей мы назвали «Новаторы».
Наконец, у предпринимателей третьего типа при запуске компании отсутствуют производственные риски (они либо профессионалы, либо освоили производство на уровне хобби), но им приходится «набивать шишки», налаживая систему управления и выводя продукт на рынок. И хотя на уровне человечества эти бизнес-модели апробированы порой тысячелетиями, каждый конкретный предприниматель вынужден искать свой путь. Мы назвали этот тип «Рационализаторы».
В последующих публикациях мы рассмотрим подробнее эти типы предпринимателей и их реакцию на трудности, вызванные пандемией и сопутствующими ограничительными мерами.
Узнайте больше подробностей в полной версии аналитического доклада «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии»