Как предприниматели помогают друг другу в коронакризис, чем опасны самозанятые для бизнеса и какие инновации ждут нас в ближайшем будущем
Отказ от офисов и угроза бизнесу со стороны самозанятых
Компании сейчас особенно активно нивелируют риски, которые могут привести к банкротству. Президент бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин рассказал, что в первую очередь компании отказываются от аренды офисов. В качестве альтернативы они рассматривают полный переход в онлайн или покупку собственных площадей.
Концепция самозанятости, интерес к которой повысился по время пандемии, имеет как свои плюсы, так и минусы для бизнеса, отмечает Александр Калинин. С одной стороны, она способствует формированию более привлекательной цены для потребителя. С другой – таит определенные риски: например, если из салона красоты в самозанятые уходит мастер и уводит всю свою клиентуру, то это может стать разорить салон.
О других особенностях ведения бизнеса в пандемию читайте в материале «В «Опоре России» рассказали, как изменился бизнес из-за пандемии».
Борьба с пандемией создала новые условия работы, к которым бизнесу пришлось быстро адаптироваться. Компании в срочном порядке налаживали доставку на дом, работу через интернет, расширяли клиентскую базу. Некоторым пришлось кардинально сменить сферу деятельности, чтобы соответствовать кризисным условиям. К примеру, бизнесмен из Тольятти Олег Бурлак переоборудовал свой цех по производству арахисовой пасты в предприятие по выпуску антисептиков. Предприниматели из Курска, которые раньше шили сценические костюмы для театров и одежду для священнослужителей, переключились на пошив медицинских масок.
В период коронакризиса многие предприниматели осознали, что должны не сидеть сложа руки в ожидании помощи, а вносить свой вклад в борьбу с пандемией. Так, «Яндекс» выделил 250 млн рублей на поездки врачей до мест работы и бесплатную доставку медикаментов, а крупнейший разработчик мобильных игр Playrix потратил 100 млн рулей на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких и рентгеновских аппаратов в регионах.
Однако врачи не единственные, кому помогали предприниматели. От коронакризиса также пострадали их коллеги, и бизнесмены решили оказать им поддержку. Например, инвестиционная компания «А1», входящая в состав «Альфа-Групп», создала открытую онлайн-платформу для предпринимателей, на которой ведущие компании могут делиться опытом трансформации предприятий и бизнеса. «Яндекс.Касса» и Visa запустили маркетплейс для предпринимателей с оборотом до 2 млн рублей в месяц. А соосновательница крафтовой пивоварни XP Brew Евгения Дмитриева создала агрегатор «Помогипредпринимателю.рф», где бизнесмены из разных регионов могут попросить помощи в конкретных проблемах и помочь друг другу их решить.
Подробнее о том, как трансформировался бизнес в России, читайте в материале «Касса взаимопомощи: «корона-кризис» и справедливость в России».
Как коммуникационные технологии подстраиваются под новую нормальность? Свой вариант ответа на этот вопрос предложил Алексей Айларов, CEO компании Voximplant, которая предоставляет услуги облачной платформы для разработки коммуникационных приложений.
По мнению спикера, причиной большинства изменений в сфере коммуникаций стала «удаленка». Не всем переход на нее дался легко: например, в ивент-индустрии сейчас не хватает коммуникационных решений, которые бы позволили полностью заменить офлайн-мероприятия. Тяжело приходится и контакт-центрам, потому что люди стали меньше посещать офлайн-точки и отделения и теперь транслируют свои вопросы в почте, мессенджерах и по телефону.
Алексей Айларов говорит, что на подъеме сейчас те компании, которые предлагают возможности для улучшения качества голоса, звука и видео. Подобные решения крайне востребованы из-за той же «удаленки»: многие люди работают из дома и, зачастую, во время рабочих созвонов не могут обеспечить достаточную тишину из-за громких соседей, лающего пса и других посторонних звуков. Так стартап Krisp создал нейросеть для шумоподавления, а Google разработал Google Meet AI-based noise cancellation – сервис для уменьшения шумов во время конференций.
Тот прогресс, который мы наблюдаем в области машинного обучения, приведет к появлению в ближайшем будущем интереснейших инноваций, считает Алексей Айларов. Например, он пророчит возникновение видео-ботов. Они могут стать хорошим инструментом для решения проблемы перегруженности контакт-центров. Однако здесь человечество поджидает эффект «зловещей долины». Он возникает, когда человек не сразу понимает, что разговаривает с роботом, и это открытие, например, на середине разговора создает мрачное и неприятное ощущение.
Больше прогнозов и трендов в перестройке коммуникаций вы найдете в материале «Как коронавирус заставляет бизнес меняться: технологические тренды по итогам 2020 года».