• к-Темы
  • 04.08.20

Тренер по ораторскому мастерству: «Бизнес перешел в онлайн, и проблема качества выступлений стала более актуальной»

Сергей Васильев – о повышении спроса на курсы по постановке речи и голоса, персонифицированном подходе в образовании и привлечении новых клиентов

qr-code
Тренер по ораторскому мастерству: «Бизнес перешел в онлайн, и проблема качества выступлений стала более актуальной»

Сергей Васильев – тренер по публичным выступлениям, создатель образовательного проекта «ХаризмаЛаб». Актер и режиссер Электротеатра Станиславский (Москва). Создатель музыкально-театрального проекта «Кабаре Безумного Пьеро». 

Сергей Васильев разрабатывает и проводит тренинги по ораторскому мастерству. Он отмечает, что в этой сфере есть два основных направления. Первое проработка подачи материала (то, как преподносить информацию в выступлении). Второе – выбор содержания (о чем рассказывать). При этом подход Сергея Васильева предполагает заполнение пробела между этими двумя аспектами через телесно-ориентированные тренинги, помогающие справиться с психологическими проблемами во время выступления.

«Нужно знать, что говорить, – это называется бизнес-риторика. Это связано с тем, как мы строим презентации и раскрываем те или иные темы перед аудиторией. Как говорить – это техника речи и невербальной коммуникации. На обычных ораторских курсах одни педагоги учат как говорить, а другие – что говорить. Между этими двумя вещами существует достаточно большой зазор. Он связан с человеческим телом. Когда человек получает навык телесной осознанности, понимания тела как ресурса, он может решить проблему страха выступления, проблему харизматичности и неуверенности в себе». 

Рост выручки на фоне пандемии

По словам Сергея Васильева, с началом эпидемии коронавируса его выручка начала расти. Он связывает это с тем, что многим пришлось перевести все общение и работу в онлайн (например, выкладывать видео на платформе YouTube и проводить конференции в Zoom). Сложности взаимодействия с аудиторией в новом формате и спровоцировали рост спроса на тренинги по публичным выступлениям.

«Выступать с лекциями в онлайн-режиме для многих специалистов, например архитектора или психолога, если ранее они такого опыта не имели, – это вызов. В таком случае им нужна помощь. И я как человек с режиссерским образованием и тренерским опытом могу ее оказать. Бизнес перешел в онлайн, люди стали много говорить на камеру, поняли, насколько это тяжело. Они увидели себя со стороны: как они запинаются, подбирают выражения и используют слова-паразиты. Проблема качества выступлений внезапно стала очень актуальной». 

Онлайн-тренинги

До пандемии деятельность Сергея Васильева фокусировалась на очных встречах и тренингах, однако с введением самоизоляции они стали невозможны. И занятия были перенесены в онлайн

«В пандемию лично приезжать на занятия стало нельзя, поэтому пришлось проводить их в онлайн-формате. Оказалось, что это работает ничуть не хуже».

Преимущество онлайн-тренингов заключается в экономии времени. Сергей Васильев замечает, что с началом режима самоизоляции время, которое раньше тратилось на дорогу, стало можно тратить на саморазвитие. 

«Я сижу дома, поэтому не трачу два-три часа на дорогу до работы и обратно. Оказалось, что это время можно потратить на себя. А для своих клиентов я стал тем человеком, на которого тратится время и который помогает потратить время на себя». 

Отмена режима самоизоляции не привела к резкому повышению спроса на офлайн-занятия: большая часть тренингов осталась в онлайне. Такой формат позволил вывести клиентскую базу за рамки Москвы и преподавать ораторское мастерство жителям не только других регионов, но и стран.

По словам Сергея Васильева, выбор способа обучения зависит от типа тренинга. Командные и корпоративные занятия эффективнее проходят в офлайн-формате, поскольку предполагают личное взаимодействие и групповую работу. А индивидуальные действенны и в онлайн-режиме

«Во время бизнес-тренингов мы прорабатываем характерные для бизнеса ситуации. Например, делаем презентации. Обычно такие тренинги выбирают люди из одной организации, у которых общий бизнес-процесс. Я считаю, что групповая работа эффективнее проходит в офлайн-формате». 

Особое внимание в период пандемии Сергей Васильев уделил проработке программ занятий и расширению инструментария. По его словам, перенос тренингов по ораторскому мастерству в онлайн дал толчок для повышения качества предлагаемого продукта, а соответственно, для работы в разных ценовых категориях, что увеличило число клиентов.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Индивидуальный подход в обучении

Деятельность Сергея Васильева начиналась с групповых занятий, затем основной стала индивидуальная работа с клиентами. Это позволяет прорабатывать индивидуальные проблемы учеников. Потенциал личного подхода особенно проявился во время пандемии. 

«Тренинг по ораторскому мастерству похож на лечение в санатории. Санатории делятся по профилю: в одном месте мы лечим пищеварительную систему, а в другом – нервную. Если всех привезти в один санаторий, то станет непонятно, как всех лечить, потому что проблемы у всех разные. В ораторском искусстве то же самое: люди разные, у них разные проблемы, разные скорость мышления, психика, тело и проблемы с речью. В итоге я стал персональным консультантом и тьютором. Я думал, что это временно, но во время пандемии оказалось, что это очень востребовано, доходно и что за этим большое будущее». 

Комментарий исследователя 

Пандемия поставила многих людей в непривычные условия, возникла необходимость взаимодействия в онлайн-формате. Стали востребованы такие компетенции, как способность ясно и четко выражать мысли, умение заинтересовать аудиторию. Тренинги по ораторскому мастерству дают возможность получить данные навыки, с чем и может быть связан возросший спрос на них. 

Перевод тренингов в онлайн позволяет, во-первых, экономить время и получать знания в комфортной обстановке, а во-вторых, проводить занятия с людьми из разных городов и стран. 

Запрос на качество и способы привлечения клиентов

Сергей Васильев отмечает, что рынок переполнен предложениями различных тренингов и курсов. В таких условиях клиенту сложно разобраться в потоке информации и сделать правильный выбор. Выручает в данной ситуации сарафанное радио: оно помогает людям узнавать о качестве услуг, предоставляемых на тех или иных курсах.

«Если говорить о коучинге и ораторском мастерстве, я наблюдаю большой запрос на качество. Реализовать этот запрос достаточно трудно, так как сложно найти хорошего тренера. Поэтому начинает работать сарафанное радио. Мне кажется, что тенденцией рынка коучинга будет его разделение на две категории. Первая – это несерьезный «масс-маркет», рекламу которого мы чаще всего видим в соцсетях. Вторая – это рынок качества, где человек сходится с человеком по какой-то конкретной необходимости. У людей – совместная мотивация, и исполнитель гарантирует заказчику качественную работу. Человек должен выйти от меня с новыми навыками и умениями, а не просто послушать мои лекции». 

Система личных рекомендаций позволяет формировать доверие со стороны клиентов. По мнению Сергея Васильева, определенная группа людей готова платить большие суммы за качественный продукт, а нацеленность на массовость, увеличение числа клиентов может привести к снижению эффективности тренингов.

«Люди готовы платить немалые деньги, если находят тренера, которому могут доверять, который может продемонстрировать свои способности, объяснить то, что он делает. На рынке очень много разных курсов. Многие их этих предложений дешевые, но несодержательные. Непонятно, на кого рассчитаны». 

Навыки по ораторскому мастерству требуются людям самых разных возрастов и статусов. И многие из них нацелены на получение исключительно качественного продукта.

«Раньше люди занимались образованием до 25 лет. Теперь – всю жизнь. Человеку в любом статусе могут понадобиться новые навыки. Поэтому это становится бизнесом, где самое важное – свести нужных людей, потому что человек хочет получить образовательные услуги очень высокого качества, причем от проверенного специалиста». 

Будущее рынка коучинга

По словам Сергея Васильева, ситуация, сложившаяся в связи с пандемией, послужила катализатором развития рынка, предлагающего личные консультации и тренинги. Он отмечает, что его знакомые, которые оказывают услуги коучинга и проводят психологические консультации, не понесли потерь от перехода в онлайн. 

Говоря о будущем своего дела, Сергей Васильев не исключает возможности совместной работы с другими экспертами в области публичных выступлений или в смежных направлениях деятельности. Поскольку у каждого клиента – свои, уникальные потребности, ему может понадобиться помощь специалистов разных профилей.

«Я считаю, что коллаборация с другими экспертами нужна. У меня есть определенные пределы компетенции. Но иногда клиенту нужно выстроить целую систему навыков. Например, он хочет научиться публично выступать, стать психологически устойчивым, разобраться со своим телом, а также получить консультацию по имиджу и пиару. Соответственно, нужно собрать специалистов под эту задачу и придумать для клиента индивидуальную образовательную траекторию». 

Сергей Васильев предполагает, что будущее сферы коучинга и образования в целом заключается в индивидуальном подходе. Кроме того, люди привыкают к онлайн-формату обучения, он становится для них удобным. Это означает, что в будущем онлайн- и офлайн-форматы тренингов по публичным выступлениям будут комбинироваться в зависимости от потребностей клиента и специфики обучения.

«Люди уже привыкли к онлайн-формату обучения. Сидя дома, можно сходить на кухню, налить чая и вернуться к курсу». 

По мнению Сергея Васильева, личные связи будут играть все большую роль в поиске подходящего учебного курса или преподавателя. И уже большинство потребителей стали интересовать не скорость получения знаний и низкая цена, а высокое качество материала и хороший результат. 

«За персонифицированным подходом будущее. Впоследствии возникнут сети человеческих связей, которые будут помогать людям находить своего учителя или свой университет. Нужно ориентироваться на персональное общение, пробные занятия и не идти учиться туда, где предлагают короткие и дешевые комплексные программы. Мой подход: не дешево, не быстро, но качественно». 

Комментарий исследователя 

Большое количество курсов по ораторскому мастерству усложняет задачу по привлечению новых клиентов и не позволяет той или иной программе выделяться на рынке. Одним из распространенных каналов для привлечения клиентов является Instagram. На данной площадке зарегистрировано немало коучей, которые предлагают быстро и без лишних трат обучить выступлениям на публике. Однако можно предположить, что зачастую качество подобных занятий не очень высокое. Соответственно, велик риск не получить желаемого результата. Вероятно, люди с неудачным опытом участия в курсах через Instagram ищут тренера через другие каналы.

В данной ситуации перед специалистами встает вопрос о подходящем способе коммуникации с потенциальными клиентами. В случае с тренингами Сергея Васильева эффективными оказываются механизмы личных рекомендаций. Именно их используют люди, которые нацелены на личностное развитие, хотят получить качественные услуги и готовы платить за них немалые деньги.

Высокое качество образовательного материала и индивидуальный подход – основные составляющие успеха в получении навыков по ораторскому мастерству. А облегчить этот процесс может помочь комбинация онлайн- и офлайн-форматов обучения. И, несомненно, важно, чтобы коучи ставили во главу угла не число клиентов, а эффективность своих занятий.

Елизавета Мудрецова, Юлия Кот Дата проведения интервью: 07.07.2020

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ