Путешествие книги к читателям
Любой проект создается для людей и живет благодаря им. Поэтому, когда вышла книга «Социология пандемии. Проект коронаФОМ», нам было важно рассказать о ней потенциальным читателям и таким образом отправить в полет эту первую ласточку (книга открывает серию «Социология пандемии»).
Сначала в свет вышла электронная версия книги. Для тех, кто не привык ждать и привык читать с экрана, мы разместили ссылку на главной странице сайта к-ФОМ. Кроме того, тысячи людей узнают о книге из соцсетей. Под хештегом #социологияпандемии мы делимся интересными наблюдениями, открытиями, которые сделали авторы книги, публикуем отрывки из к-Бесед и интервью с медиками, любопытные выкладки наших аналитиков. Мы также делаем тематические подборки, например, книг или проектов о пандемии. Последняя, кстати, только в Telegram набрала 1,1 тыс. просмотров. Всего с начала путешествия книги по миру, по ссылке на электронную версию пользователи Сети прошли более тысячи раз. Мы рассказываем о книге и в еженедельных К-Обзорах, у которых тоже сформировалась своя аудитория.
В своих постах книгу обсуждают коллеги-социологи, например Иван Низгораев. Как показал анализ упоминаний в соцмедиа, с начала января по конец апреля «Социология пандемии» упоминалась в 115 сообщениях, а аудитория этих сообщений насчитывала без малого 100 тыс. человек.
Электронная версия книги продолжает свое путешествие по Всемирной паутине, а ее бумажная сестра разлетается к тем, кто любит листать страницы.
Кстати, по данным опроса ФОМа, проведенного прошлой весной, 27% россиян читают книги каждый день или почти каждый день. При этом 28% опрошенных читают книги в бумажном виде и 20% – в электронном (интересно, что в 2018 году было 24% против 16%). Электронные книги хоть и набирают популярность, но все еще проигрывают бумажным.
И дело тут не в консерватизме предпочтений читателей. Людям просто нравится читать бумажные книги. На это есть минимум три причины. Во-первых, меньше устают глаза, которым комфортнее смотреть на отраженный свет, а не на его прямой источник (как в случае с экранами). Во-вторых, согласно некоторым исследованиям, мозг лучше запоминает информацию, изложенную на бумаге, прочнее выстраивая ассоциативный ряд. Ведь в электронной читалке ему просто не за что зацепиться: нет ни запаха, ни тактильных ощущений. В-третьих, бумажную книгу можно потрогать. А это тоже своего рода удовольствие.
Кроме того, каждая бумажная книга – это уникальный артефакт, со своей историей и исполнением, в отличие от электронных «читалок», которые остаются просто носителями, независимо от информации, которая в них загружена. И мы с гордостью дарим наш артефакт времен пандемии коронавируса – книгу «Социология пандемии. Проект коронаФОМ», тем, кому интересен Проект: социологам, представителям власти и бизнеса, врачам, региональным партнерам, работникам культуры. Кстати, один из экземпляров был подарен Музею Москвы и его выставке, посвященной периоду самоизоляции. Уже больше 300 экземпляров нашли своих читателей. Скоро бумажную версию смогут купить все желающие.
«Социология пандемии» получает живые отклики. «Ценность книги – в том, что она укладывает многочисленные пандемические исследования ФОМа в единую канву, складывает пазл социума в пандемию. По масштабности как минимум для нашей страны Проект коронаФОМ беспрецедентен, это энциклопедия первого этапа пандемии. Вышедшая книга – это только часть большой мыслительной экосистемы, но она дает представление о масштабе системы», – пишет один из рецензентов, Игнат Богдан.
Мы собираем все рецензии и отклики на книгу в специальном разделе сайта – инфоПродукты. Со временем будет любопытно оглянуться назад и вспомнить, как начиналось путешествие «Социологии пандемии» к читателям и какой отклик она нашла в их сердцах.