• к-Зонд
  • 06.05.20

Трудности с работой и дефицит товаров: итоги первого месяца

Поговорим о том, как изменились доходы населения, и почему россияне стали чаще покупать еду и товары впрок

qr-code
Трудности с работой и дефицит товаров: итоги первого месяца

Напомним, что, по данным к-Зонда, показывающим, как менялись настроения россиян, первый месяц пандемии в России можно разбить на четыре этапа:

1 этап – Пролог-1 и Пролог-2 – с 21 по 25 и с 26 по 29 марта.

2 этап – Начало самоизоляции – с 30 марта по 5 апреля.

3 этап – Затишье – с 6 по 9 апреля.

4 этап – Новые будни – с 10 по 20 апреля.

В целом динамика представленных ниже индикаторов также иллюстрирует смену этих этапов, хотя имеются и некоторые нюансы.

Образ жизни

Начиная с первой «нерабочей» недели, а если быть точным – с 3 апреля, у половины опрошенных, по их мнению, значительно изменился образ жизни, примерно у 30% произошли незначительные перемены, а еще 20% заявили, что их образ жизни остался неизменным. Примерно эти же значения сохранялись на протяжении последующих дней первого месяца наблюдения.

Работа и доходы

В основном перемены, конечно, связаны с работой. К концу первого месяца (20 апреля) 11% респондентов перешли на удаленную работу, 6% перестали работать с полным или частичным сохранением зарплаты, 7% полностью лишись дохода. Примерно 20% продолжили работать так же, как и до эпидемии. Кстати, пик потери работы и заработка пришелся на 4–7 апреля – то есть на окончание первой «нерабочей» недели, когда, видимо, прошла первая волна сокращений.

20 апреля треть (31%) респондентов сказали, что опасаются потерять работу, лишиться источника заработка; у половины (48%) есть знакомые, которые лишились работы в связи с эпидемией. Добавим: половина опрошенных (51%) признались, что с начала эпидемии их доходы, доходы их семьи снизились; 42% отметили, что стали больше экономить.

Дефицит товаров

Переходя к вопросу о пустых полках в магазинах, отметим, что с дефицитом товаров и продуктов больше всего людей сталкивались в начале пандемии, а пик (26%) случился 26 марта – в день первого обращения президента России Владимира Путина к нации. Вероятно, население буквально восприняло призыв самоизолироваться, рассчитывая, совершив крупную (извините, если звучит двусмысленно) закупку, продержаться надвигающуюся неделю. Затем эта доля только снижалась и к концу первого месяца составила лишь 11%.

Противоположная ситуация наблюдалась с аптечной продукцией. К концу первой «нерабочей» недели доля тех, кто сталкивался с отсутствием масок и дезинфицирующих средств, подскочила с 60% (28 марта) до 76% (4 апреля). Затем показатель снизился, но незначительно – до 70% и в дальнейшем оставался на том же уровне.

Собственно, примерно на этот же период (с 30 марта по 3 апреля) приходится всплеск личных покупок впрок: с 10% до 16% выросла доля респондентов, которые признали, что сейчас они закупают продукты и товары первой необходимости про запас. Затем эта доля снизилась до 11% (6–8 апреля), но ненадолго, после чего опять вернулась к 15% (18– 20 апреля).

Приведенные данные указывают на то, что за первый месяц пандемии коронавируса значительная доля россиян на себе испытала его экономические последствия. У многих снизились доходы, кто-то потерял работу, в целом люди стали больше экономить. Отчасти с этим и связана скупка продуктов и товаров первой необходимости. Если в начале режима самоизоляции это еще можно было списать на желание «пересидеть карантин» и пореже выходить из дома, то спустя месяц в этом больше проглядывается попытка сделать долгосрочные запасы, успев что-то купить до того, как начнут расти цены.

 __________

Источник данных: всероссийский телефонный опрос населения 18 лет и старше. Ежедневно опрашиваются 450 респондентов. Ежедневный расчет на суммарной выборке 1350 респондентов за три последних дня. До 11 апреля ежедневно опрашивались 300 респондентов, ежедневный расчет делался на выборке 900 респондентов. Статистическая погрешность для данных по РФ не превышает 3,9%.

КОНСТАНТИН ГЛАЗКОВ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ