Какие изменения произошли в сфере авиаперевозок в России за время пандемии
От аэропорта до лайнера: новые правила перелетов
В начале лета российские авиакомпании обеспокоились новыми правилами перевозки пассажиров – Роспотребнадзор рекомендовал рассаживать людей через одного. Такие меры профилактики, по мнению авиаперевозчиков, привели бы к убыткам, а стоимость билетов для пассажиров в таком случае выросла бы до 70 тыс. рублей в одну сторону при минимальном тарифе. Однако после долгих дискуссий Росавиция и Роспотребнадзор разрешили авиакомпаниям продавать билеты на все места в салоне самолета при условии, что на борту все будут находиться в масках и перчатках.
Как только в мае разрешили полеты, в аэропортах тут же предприняли дополнительные меры защиты от коронавируса: сотрудники аэровокзалов надели маски или респираторы, представители службы безопасности – специальные пластиковые шлемы с прозрачным забралом, а вещи в зоне сдачи багажа начали не только паковать, но и дезинфицировать. Фуд-корты были закрыты – например, в одном из терминалов Шереметьево работали только два кафе и ресторан быстрого питания, да и то без возможности сесть за столик – пассажиры стояли у барной стойки или проходили в зону отдыха.
Все члены экипажей лайнеров были соответствующе экипированы – стюардессы носили маски и выдавали одноразовые подголовники для пассажиров. Так, женщина, летевшая рейсом Москва – Санкт-Петербург, рассказала, что самолет был почти пустой, и пассажиров рассаживали с соблюдением дистанции. А вот мужчина из Новосибирска не заметил на рейсе в Ульяновск особых изменений. «Кто-то без масок, снимает маски, кто-то сидит. Ну, в общем, строго никто не требует, никого не предупреждают», – сообщил он.
Подробнее о нововведениях в аэропортах и на железных дорогах читайте в материале «Как изменились правила перевозки пассажиров из-за пандемии COVID-19».
Авиация была признана самым пострадавшим от пандемии видом транспорта. По данным Росавиации, пассажиропоток отечественных авиакомпаний в марте упал на 30,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а в апреле – на 93,4%. Аналитики из инвестиционной компании InfraOne в начале лета сообщили, что на долю воздушных перевозок придется более 60% всех потерь транспортной инфраструктуры в России и прогнозировали недополученную выручку в объеме более 322 млрд руб.
Эта ситуация подтолкнула авиаперевозчиков использовать пассажирские самолеты для доставки грузов как в багажных отделениях, так и в салонах. К примеру, 12 аэробусов А-321 из парка «Уральских авиалиний» были полностью переоборудованы под перевозку грузов в мягких упаковках в пассажирских салонах – для этого оттуда убрали кресла, а проводников обучили особенностям таких перевозок. Компания Nordwind, ранее не выполнявшая регулярные рейсы в Китай и Европу, задействовала свои самолеты Boeing 777 для доставки грузов в эти регионы. А специализирующаяся на чартерных международных рейсах Azur Air использовала часть своих «боингов» для транспортировки гуманитарных грузов медицинского назначения.
Больше о появившихся в результате кризиса возможностях в грузоперевозках читайте в материале «Пандемия заставила компании пересобрать цепочки поставок».
В России около 17% компаний, несмотря на режим самоизоляции, отправляли сотрудников в командировки. Об этом свидетельствует данные опроса, проведенного онлайн-сервисом по продаже билетов Aviasales. И хотя объемы продаж на рынке мирового делового туризма во втором квартале упали на 90% год к году (что примерно равно 600 млрд рублей), людям все-таки нужно встречаться, пожимать руки и смотреть друг другу в глаза. Это значит, что рынок бизнес-путешествий еще жив, отмечает генеральный директор компании Макс Крайнов.
Недавно Aviasales запустили Индекс активности российских путешественников, который в режиме реального времени анализирует данные о всех бронированиях за последние годы и сравнивает их с актуальным спросом и докарантинными прогнозами на текущий год, основанными на математической модели. Уже с середины июня его значение в России не опускается ниже девяти баллов из десяти. Это означает, что люди снова летают, сообщает Макс Крайнов.
Однако рынок бизнес-туризма откатился на несколько лет назад. Деловой портал Buying Business Travel Russia представил обзор зарубежных исследований, из которого следует, что в 2021 году заказы на бизнес-поездки будут на уровне 2016-го, или примерно на 15% ниже уровня 2019-го. По оптимистичным прогнозам, к 2022 году объем российского рынка достигнет уровня 2019-го. Но никто не гарантирует, что это произойдет и за 3–4 года.
Пандемия показала, что глобализация нежизнеспособна в прежнем виде. По словам Макса Крайнова, опыт закрытых границ определенно изменит паттерны поведения людей, что приведет к снижению международной экономической активности.
О новых трендах в авиаперевозках, которые сохранятся после пандемии, читайте в статье гендиректора Aviasales «Почему россияне продолжают летать в командировки, несмотря на пандемию».