• к-Темы
  • 20.07.20

Владелец рекламного агентства: «Постоянно что-то меняется, и спрогнозировать, насколько кризисные явления будут продолжительными, сложно»

Василий Созин, генеральный директор рекламного агентства VS-Group в Екатеринбурге, рассказывает о мотивировании сотрудников на удаленной работе, адаптации компании к ситуации пандемии и прогнозах на посткарантинное будущее

qr-code
Владелец рекламного агентства: «Постоянно что-то меняется, и спрогнозировать, насколько кризисные явления будут продолжительными, сложно»

Фокус – на более успешном направлении деятельности

Рекламное агентство ведет основную деятельность в двух направлениях: рекламные мероприятия формата BTL и ивенты, а также печатные услуги. 

Мероприятия формата BTL (от английского «below-the-line» – «под чертой») – совокупность мероприятий, подразумевающих личный контакт с аудиторией. К BTL-мероприятиям можно отнести промоакции, дегустации и другие методы прямого воздействия на потребителей. 

Василий Созин отмечает, что в условиях пандемии коронавируса в первом направлении наблюдается существенный упадок спроса. По оценкам владельца рекламного агентства, показатель производственного падения по рынку в целом может доходить до 80%. В то же время снижение спроса в сфере производственных услуг оказалось не столь критичным. 

«Наше производственное направление особо не просело: произошло падение лишь на 20–30% – на данный момент это не очень критичная цифра. Однако финансовая подушка безопасности минимальная, поэтому если вдруг все станет совсем плохо, мы остановимся. Потому что мы не сможем держать людей и платить им зарплаты дольше месяца без поступления денег».

Умение адаптироваться – залог успеха

Начало пандемии в России и введение ограничительных мер оказалось непростым временем в том числе и для агентства Василия Созина.

В первые недели апреля было неясно, как продолжать деятельность.

В процессе адаптации к новым условиям и требованиям самоизоляции сотрудники агентства перешли на «удаленку». Компания продолжила работу, а руководителю даже удалось сохранить арендуемое помещение.

«В первые две-три недели апреля, когда начались самоизоляция и ограничения, делать было вообще нечего. Я отправил большинство сотрудников домой, и они до сих пор из дома работают через телефон и электронную почту. Собственно говоря, сделать доступ из дома к электронной почте не составляет никакого труда, то же самое и с телефонией. Поэтому они просто встали и уехали. В офисе сейчас работаем по очереди».

Владелец агентства не считает произошедшие изменения критическими. Несмотря на снижение доходов, он старается поддерживать деятельность компании и выплачивает зарплаты в срок. 

«Плохого, по сути, ничего нет. Ну, конечно, чуть сократилась прибыль, но это критичным падением не кажется, по крайней мере, пока. В общем, никто не жалуется, не страдает. Зарплаты выплачиваем вовремя».

Первостепенной задачей стало сосредоточиться на более выигрышном направлении. В данной ситуации преимуществом становится небольшие размеры компании и штата сотрудников, а также разнонаправленность деятельности.

«Постоянно в штате кроме меня работают трое сотрудников и еще двое агентов на проектных работах. Это в данной ситуации хорошо, потому что думать сразу за всех и судорожно считать, где еще можно ужаться, не приходится».

Мотивационная поддержка – стратегия адаптирования сотрудников

Неприятным следствием перевода сотрудников компании на удаленную работу Василий Созин называет снижение мотивации и эффективности работы. В первое время людям было непросто создать дома рабочую атмосферу. Но к началу июня эти трудности были преодолены – и по показателям интенсивности работы компания вышла на докризисный уровень. 

«Более или менее ощутимая трудность состояла в организации работы сотрудников. Поначалу было особенно сложно. Потому что дома люди расслабляются и не делают того, что бы они делали, находясь в офисе. Или делают это слишком медленно, потому что дома много отвлекающих факторов, например дети. Поэтому трудность состояла в том, чтобы грамотно организовать сотрудников и как-то мотивировать их качественно выполнять свои задачи».

Руководитель агентства выделяет два фактора, способствующих благополучному решению проблемы. Первый – стремление самих сотрудников адаптироваться к ситуации. Второй – изменение системы контроля работы. Так, часть сотрудников теперь ежедневно пишет отчеты о сделанном за день, что способствует дисциплинированности и повышению качества работы. Также произошли изменения в системе мотивации: по обоюдному решению сотрудников и руководителя в зарплатах была уменьшена составляющая часть оклада, зато была увеличена процентная часть – за привлечение новых клиентов. По словам Василия Созина, обычно привлечением клиентов занимаются менеджеры, но в кризисные времена возникла потребность в универсализации умений сотрудников. К тому же, если сейчас кто-то решит уволиться, для агентства это может стать проблемой: обучать новичков сложнее, чем работать с опытной командой.

Новые вызовы для рекламного бизнеса в условиях пандемии

Если с проведением корпоративов и других мероприятий, где необходимо личное присутствие людей, у компании возникли существенные сложности, то в сфере производства открылись новые горизонты. Продажи полиграфической продукции пострадали несильно. 

«Сувенирная продукция сейчас пользуется меньшим спросом. А вся полиграфия, включая печать на ткани, особого падения не ощутила. Знаю, что последние два месяца (апрель и май) наблюдается большой интерес к онлайн-сегменту (развитию сайтов, рекламе в «Яндексе», разработке новых интернет-проектов). Многие перешли в онлайн, и на это повысился спрос».

Руководитель агентства также отмечает позитивные изменения в направлении BTL-проектов. Так, растет спрос на заказы рекламы в магазинах и торговых центрах.

«Сейчас наблюдаем вновь возросший интерес к рекламе в магазинах. Наши проекты направлены именно на размещение рекламных материалов в торговых точках».

Как говорит Василий Созин, во время пандемии многие компании открыли новые направления. Он принял решение производить индивидуальные средства защиты: антисептики для рук и медицинские маски. Однако больше всего они требовались в первые месяцы пандемии, сейчас же спрос на них упал.

«Если говорить про новые направления, мы пробовали шить маски, запустили даже линейку продажи антисептика для рук. Сначала это было востребованным и продавалось хорошо. Последние две-три недели я вижу, что это направление практически встало». 

Еще одним новым направлением деятельности компании стал мониторинг рынка с целью поиска дополнительных каналов привлечения клиентов. Агентство теперь активно использует сервисы Avito и «Юла» для получения сезонного клиентского трафика и небольших заказов от физических лиц.

«Мы никогда раньше не работали с досками объявлений. Но оказалось, что это достаточно неплохой источник клиентского трафика, особенно в части небольших заказов от физлиц. Выяснилось, что просто размещение объявлений на Avito дает гораздо больший результат, чем тот же «Яндекс.Директ». Казалось бы, ерунда, но для нас это значимо и интересно».

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Будущее во многом зависит от внешних обстоятельств

Несмотря на трудности, Василий Созин старается придерживаться оптимистичного взгляда на жизнь, в том числе и на работу. В Екатеринбурге ограничительные меры не так серьезны, как в Москве. Именно по причине отсутствия «внешних трудностей» работа рекламного агентства не остановилась и объемы продаж удерживаются почти на докризисном уровне. 

«Да, наблюдается некоторое падение объемов заказов. Наверное, это трудность, но не могу сказать, что критичная, и, соответственно, мы продолжаем работать. Может быть, это связано с тем, что у нас пока не ввели такие серьезные ограничения, как в Москве. Когда мы общаемся с подрядчиками, они говорят, что производство закрыли и дома сидят, потому что им банально небезопасно выходить из дома. У нас такого нет, поэтому каких-то таких внешних трудностей я пока не ощущаю».

Руководитель агентства отмечает, что в постоянно меняющихся условиях тяжело давать долгосрочные прогнозы: ожидания относительно развития ситуации довольно противоречивы. В связи с этим компания сосредотачивается на краткосрочном планировании и ставит достижимые цели.

«Постоянно что-то меняется, и спрогнозировать, насколько эти кризисные явления будут продолжительными, сложно. Кто-то обещает огромный провал спроса осенью, кто-то, наоборот, говорит, что скоро все станет хорошо. А как оно будет на самом деле, никто не знает. Поэтому у меня сейчас нет долгого горизонта планирования».

По другому направлению агентства (рекламным мероприятиям формата BTL и ивентам) после длительного затишья ожидается кратковременный рост спроса. Однако в дальнейшем прогнозируется достижение докризисного уровня и возможное снижение. 

«Относительно ивентов, мне кажется, что если ограничительные меры снимут, будет кратковременный скачок спроса, так как народ выдохнет и, наверное, захочет потусоваться. Потом, может быть, все вернется к докризисному уровню или опустится еще ниже».

Комментарий исследователя

Рекламному агентству в кризисной ситуации помогали держаться на плаву небольшой размер компании и новые направления деятельности. Эти факторы в совокупности с умелым менеджментом и системой мотивации сотрудников способствовали успешной адаптации агентства к новым условиям. В условиях растущего спроса на онлайн-технологии и интернет-проекты преимущество получают рекламные агентства, которые реагируют на эти потребности рынка. 

Ограничительные меры становятся новыми вызовами для компаний и требуют от их владельцев принятия быстрых и действенных решений. Одним из них является изменение системы мотивации сотрудников: введение ежедневного контроля за выполняемой работой и регулирование системы расчета зарплаты. Кроме того, в изменившихся условиях, если позволяют ресурсы, следует реагировать на ситуативный спрос. В приведенном кейсе им стало изготовление средств индивидуальной защиты, что позволило агентству компенсировать апрельский упадок в доходах. 

Информант отмечает, что будущее компании во многом зависит от внешних обстоятельств и ограничительных мер. В ситуации неопределенности ключевыми факторами для функционирования компаний становятся умение адаптироваться и выбирать подходящие тактику и стратегию. Во многом положение дел будет зависеть от руководителя – лидера, который ведет за собой команду вне зависимости от рода деятельности и размера компании. Умение принимать взвешенные решения, приспосабливаться к новым условиям и преодолевать трудности в пользу сотрудников – ключевое качество руководителя, необходимое для того, чтобы компания продолжала работу.

Анастасия Пушнова, Екатерина Богомолова Дата интервью: 2 июня 2020 года.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ