Кто и зачем проводит время в виртуальных мирах и как игры могут помочь нашей психике в тяжелую годину
Люди, которые играют в игры
2020 год стал годом триумфа игровой индустрии. Самоизоляция, стресс, одиночество, излишки свободного времени и невозможность потратить его на привычные офлайн-развлечения подстегнули интерес к видеоиграм.
Вокруг видеоигр всегда существовало множество мифов. Например, считалось, что классический игроман – это подросток. Оценки «Яндекса» и портала Donation Alerts опровергают это предположение. По их данным, средний возраст геймера составляет 36 лет, а каждый десятый – руководитель компании или менеджер высшего звена. Также, по данным опроса ВЦИОМ 2019 года, общественное мнение пророчило геймерам проблемы со зрением, психикой и повышение уровня агрессии. Директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин считает, что все не так страшно: «Человек, который играет в меру и не имеет специальных медицинских ограничений, например эпилепсии, может не бояться периодически проводить время в видеоиграх и не будет путать виртуальный и реальный мир». Эксперты из гейм-индустрии надеются, что самоизоляция поспособствовала изменению отношения к видеоиграм в лучшую сторону.
Видеоигры могут послужить своеобразной отдушиной в такие сложные времени как пандемия. «Каждая покупка внутриигрового контента прокачивает навыки виртуального героя, улучшает его образ – все это похоже на желание выделиться и проявить свои способности в реальной жизни. Так как в реальной жизни из-за карантина выделиться было сложно, люди сосредоточились на прокачке своих виртуальных героев», – говорит глава киберспортивной компании Cyber Legacy Владислав Гречкин. Такая возможность появилась у людей благодаря высокому качеству визуальной графики в современных играх и заложенным в них вовлекающим, сложным эмоциональным сценариям. Поэтому траты на виртуальные артефакты, украшения, одежду и прочее уже воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, в системе ценностей у игроков это находится в одном ряду с покупкой модных аксессуаров в жизни или приобретением подписки в онлайн-кинотеатрах.
Узнать больше о том, как видеоигры утвердились в жизни многих людей во время коронавируса, вы можете в материале «Как выросла игровая индустрия благодаря пандемии, и к чему это приведет».
Профессор Национального института инноваций в области здравоохранения (NIHI) Крис Буллен и доктор факультета медицины и здравоохранения в Оклендском университете Джинсонг Чен считают, что видеоигры помогают удовлетворить три основные потребности психического благополучия. В игре человек чувствует, что способен делать выбор, в ней он создает социальные связи с другими и ощущает собственную эффективность и компетентность. Также человек получает то, чего так сильно не хватает многим во времена турбулентности и неопределенности – контроль над ситуацией. «Речь, конечно, и о возможности контролировать ситуацию (мы участвуем в игре, взаимодействуем с окружением), но не только о ней. В видеоиграх у нас есть право на ошибку, а именно на ошибках мы, как правило, учимся», – говорит сотрудник Московского центра исследований видеоигр, философ и младший научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Ветушинский. При этом его коллега доктор психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Тхостов считает, что ощущение контроля может быть мнимым, а чрезмерное увлечении видеоиграми способно привести к зависимости.
Способность игры стать подспорьем в достижении психического благополучия, по мнению экспертов, зависит от и ее разновидности. Например, многопользовательские виртуальные миры помогают социализироваться, именно поэтому в разгар пандемии они были наиболее популярны. «Мы не изучали влияние видеоигр на людей в период пандемии, но занимались этим раньше. Оказалось, что психологически более благополучны те люди, которые увлекаются многопользовательскими онлайн-играми. По сравнению с теми, кто предпочитает одиночные «стрелялки». Дело в том, что командная игра развивает способность договариваться друг с другом и оказывать поддержку», – считает заведующий лабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор Тимофей Нестик. При этом важно быть осторожным и избегать потенциально токсичных сообществ, где вместо поддержки можно получить порцию негатива и оскорблений.
Другие факты и предположения о том, как игры помогают нашей психике, вы найдете в материале «Виртуальная помощь: видеоигры могут снизить стресс в период пандемии».