Как предприниматели поддерживали коллективы в рабочем состоянии в период первой волны коронакризиса
Ваш корабль попал в шторм, часть команды вы уже потеряли, оставшиеся – на грани паники. Примерно так метафорически можно описать ситуацию, в которой оказались многие российские предприниматели спустя месяц после начала пандемии. Продолжаем серию публикаций о малом бизнесе в период первой волны коронакризиса и рассказываем о стратегиях, которые предприниматели использовали, чтобы поддержать на плаву коллективы своих компаний.
Действия предпринимателей по поддержке сотрудников можно объединить в три большие категории – сохранение физического здоровья, психологическая поддержка, организационные изменения.
«В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии «Краш-тест малого бизнеса». В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей».
Никто из участников исследования не препятствовал переходу сотрудников на удаленную работу, а в случае невозможности такого режима – простою работников. Зачастую это вызывало дополнительные проблемы: находясь в изоляции, люди паниковали и отказывались участвовать в рабочем процессе.
Практически все информанты, сохранившие офисный режим работы, сообщали о закупках средств индивидуальной защиты, санитайзеров и переустройстве офисного помещения с учетом требований дистанцирования – во избежание заражения на рабочем месте.
В некоторых случаях предприниматели были заинтересованы в удержании сотрудников от открытия частной практики, требующей очного взаимодействия с клиентом (парикмахеры, косметологи). Людям были предложены поддерживающие выплаты – небольшие, но позволяющие переждать опасный период дома без необходимости искать подработку.
«Предложили финансовую помощь. На тот момент мы решали проблему, чтобы ребята не побежали стричь по домам. Во времена тесных коммуникаций мы хорошо представляем, что ребята общаются с клиентами, многие лично дружат... Это не столько удар по бизнесу, мы об этом не думали, а это история, связанная с пандемией, чтобы они ее не разносили по домам и остались сидеть дома». (Казань, барбершоп)
По мнению информантов, в ситуации неопределенности, когда власть объявляет о нерабочих днях, но при этом ничего не говорит о мерах поддержки, предприниматель должен проявить себя как лидер, успокаивая коллег или, напротив, стимулируя их к работе. В качестве примеров «психологических решений» информанты приводили следующие.
«Я увидела большую помощь и большую сплоченность в команде. Вот это и есть помощь, это и есть сила. Действительно, я могу, наверное, этим даже похвастаться». (Воронеж, салон красоты)
«…Потом все закончилось очень интересно: я решила и всем разрешила напиться на работе… Во-первых, с одной стороны, хотелось, а с другой стороны… Есть же политолог, Соловей Валерий, я его один раз включаю, а он говорит: «Я, стало быть, вам рекомендую побухивать». А, я думаю: а что бы не включить? И вы знаете, помогло». (Томск, частный медцентр)
Сохранение 90% штатных сотрудников не означает обязательного цементирования прежней организационной структуры. Напротив, по мнению участников обсуждения, кризис – подходящее время для пересмотра бизнес-модели. Информанты приводили следующие примеры.
«Я разбил коллектив… по командам. Вне зависимости от того, кто там руководитель или не руководитель. Менеджер первого эшелона мог стать руководителем группы. Я разбил их по группам интересов, но с учетом стратегии, которую я планирую для дальнейшего развития компании… И эти группы соревновались между собой. Кто сколько чего в день сделал. Они мне давали каждый день отчет о том, что они сделали». (Воронеж, турбизнес)
«Когда ты один в поле воин, тебе не на кого опереться, ты не знаешь… Но это, наверное, и в обычные времена. Но в обычные времена, скажем так: когда все стабильно, успешно, легче и не надо быть более гибким… Гибким надо иметь время подумать, принять решение, посмотреть, проанализировать, нужно на это время, прежде всего. А те, кто сейчас везут все сами, – откуда на это ресурсы?» (Воронеж, школа робототехники)
«Если у кого-то глаз замылился, надоело, он скучал, делал одно и то же, «хожу на работу, а денег нет» и прочие моменты. Он взглянул – безработным быть совсем не хорошо, готов с новым энтузиазмом это делать. Терапевтический эффект. Оказывается, он любит свою работу, любит общение, и он не готов менять свою сферу, как хотел до пандемии». (Казань, барбершоп)
На освободившиеся вакансии могли быть наняты более квалифицированные кадры. Сейчас, по мнению некоторых участников, на рынке очень хорошее время для подбора сотрудников.
«Я в кои-то веки наконец набрал адекватных сторожей. Это не люмпены на маленькой зарплате, которые приходят спать за деньги, это люди, которые адекватные. Они сторожат, они какую-то подработку подрабатывают, готовы брать подработку даже за небольшие деньги. Второе: водители, конечно, гораздо лучше стали себя вести». (Саратов, аренда строительной техники)
«У нас даже есть сообщество Russian Barber Community, и я вхожу в инициативную группу. Отвечаю за секцию «Барбершоп и барбер», т. е. взаимоотношения владельцев и управляющих, с одной стороны, и барберов, с другой. Такой мостик. Мы на эту тему в период коронавируса говорили. О том, как развивать персонал, как взаимоотношения с ними поддерживать. Банально даже как оформлять договорные отношения». (Казань, барбершоп)
Для сотрудников информанты предлагали:
Информанты сожалели о том, что сроки на обучение сотрудников в ситуации самоизоляции были сжатыми, а изменения требовались немедленно.
Узнайте больше подробностей в полной версии аналитического доклада «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии»