• к-Темы
  • 18.01.21

«Я точно знал, что мы упадем, я не знал – насколько»

Как основатель сети школ английского языка осуществил онлайн-трансформацию бизнеса в пандемию

qr-code
«Я точно знал, что мы упадем, я не знал – насколько»

Коронакризис стал для российского малого бизнеса не только проверкой на прочность, но и проверкой на гибкость – готовность быстро адаптироваться к новым условиям. В ходе исследования «Краш-тест малого бизнеса» мы побеседовали с предпринимателем из Саратова, который еще до официального объявления нерабочих недель успел подготовить свой бизнес – сеть из 11 школ английского языка – к переходу в онлайн. В этой статье мы приводим фрагменты исследовательского интервью, которые помогают узнать, как предпринимателю удалось своевременно осуществить переход «в цифру», почему даже своевременная реакция не спасла коллектив от мыслей о банкротстве и на сколько лет назад кризис откатил отрасль обучения английскому языку.

Расчеты не сходятся

В июне 2020 года межрегиональная группа социологов провела масштабный инициативный проект по исследованию малого бизнеса во время первой волны пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. В рамках этого исследования было проведено 13 глубинных интервью с предпринимателями, что позволило показать малый бизнес «крупным планом».

Для работы с транскриптами интервью мы выбрали жанр скетча – небольших зарисовок момента. Он позволяет сосредоточиться на уникальных чертах и отразить состояние человека или интересную ситуацию, показать региональную специфику и жизнь малого бизнеса в разных ракурсах.

Из года в год я просчитываю результаты нашей работы, и благодаря десятилетнему опыту управления компанией мне удается точно планировать и попадать в цифры. А тут вдруг, впервые с тех пор, когда мы научились хорошо считать, создалась ситуация, когда я не могу быть уверен, что мои расчеты окажутся хоть сколько-нибудь точны. Они могли в разы отличаться от действительности! Это вызывало тревогу. В то же время я знал, что коллектив просто сделает максимум. У нас хорошая команда.

О закрытии не шло речи

Клиенты спрашивали нас как раз в тот момент, когда закрывались общеобразовательные школы: «А не будете ли вы закрываться?» Это стало явным и очень однозначным сигналом, что скоро придется работать в онлайне, и мы успели подготовиться. Мы купили платную подписку на платформу ZOOM, подготовили материал и достаточно плавно перешли. За две недели до 28 марта мы начали переводить учеников в онлайн, и к моменту, когда Путин объявил нерабочие недели, у нас остались единицы тех, кто все еще ходил в филиал на «живые» уроки с преподавателем. К 28 марта все наши ученики перешли в онлайн.

«Что означает слово «логин»?»

Мы столкнулись с неготовностью многих наших клиентов – учеников и их родителей – оплачивать занятия онлайн, учиться онлайн, с неготовностью к ZOOM, когда надо в режиме видеоконференции настроить звук, настроить камеру и все остальное. Было огромное количество звонков с вопросами, на которые сложно ответить, например: «А вы не знаете логин от моей почты?» или «Что означает слово «логин»?» Люди не привыкли читать электронную почту, плохо ею пользовались, было немалое количество людей, у которых она просто отсутствовала. Мы помогали, вплоть до того, что некоторые родители, не справившись с настройкой ZOOM – на мой взгляд, не самой сложной задачей, – приходили к администратору, которая уже не по телефону консультировала, а сама пальчиками вбивала данные. У нас были трудности с организацией оплаты. Мы вводили «Яндекс.Кассу» – новый формат, это было сложно. Администраторам, которые всем этим в итоге пользовались (выставляли счета, собирали оплату), пришлось оперативно осваивать новые навыки.

Все думали о банкротстве

О, слово «банкротство» тогда было в ходу, да. Я просчитывал, будет ли банкротство, и, просчитав, говорил с сотрудниками о том, что все хорошо, банкротство нам не грозит. Но, успокаивая сотрудников, я произносил это слово – «банкротство». Оно было на поверхности, тогда все об этом думали, было очень тревожно. Конечно, была такая внешне спокойная уверенность за коллектив, за то, что мы сдюжим. Но я не знал, какой будет результат. Я точно знал, что мы упадем, я не знал – насколько. Вот с этим была связана тревога.

Как удерживали клиентов

В этом году у нас слишком много учеников, отказавшихся учиться или приостановивших обучение по финансовым причинам. Многим из них мы в итоге разрешили продолжать учиться в школе, дав им очень большие скидки, а кому-то просто дав месяц-два бесплатного обучения. Везде, где возможно, мы давали нашим ученикам, особенно детям, скидки от 25% до 100%, для того чтобы они не бросали занятия и не отставали от своей группы. Я считаю, если у них будет хоть какая-нибудь финансовая возможность продолжать обучение, они это сделают. Нам очень нужно, чтобы все вокруг нас были богаты и успешны, тогда и мы будем в порядке. Нам не нужна ничья помощь, нам просто нужно, чтобы народ не был нищим, чтобы народ вокруг нас был богат, доволен и стремился к большему. Тогда мы будем в порядке.

Еда, «коммуналка», английский

Мы очень близки к базовым потребностям, то есть мы идем сразу после базовых потребностей, особенно если это касается обучения детей. В этом плане мы сразу после еды и «коммуналки» идем: надо купить еды, оплатить «коммуналку», учиться, потом покупать одежду. Мы находимся в хорошей нише, и в этом плане чувствуем себя крепко, надежно, уверенно, если не случается катаклизмов. Но несмотря на пандемию, абсолютное большинство учеников остались с нами и продолжают учиться, даже притом, что мы перешли на онлайн-формат. Мы считаем, что наша услуга востребована и будет востребована, если не произойдет чего-то фантастического.

Насколько сильно пострадала отрасль

Хотя в нашей компании есть поводы для оптимизма и надежды, что мы сможем набрать достаточное количество учеников, в целом в отрасли сейчас ситуация сложная. Очень многие мои коллеги и конкуренты, в том числе и крупные игроки, не смогли перестроиться и понесли огромные потери. Это очень обидно для людей, из года в год выстраивавших свой бизнес. Я знаю одну компанию с безупречной репутацией, но в финансовом плане у нее все очень плохо, просто потому что они работали только в офлайне и не могли перестроиться. У них не было такой молодой команды, которая была у нас, они поздно запустили процесс перехода в онлайн-режим, потеряли огромное количество учеников. Смогут ли они оправиться? Если все будет так же благополучно, как в позапрошлом сентябре, то да, с некоторыми кредитами они выправятся и года через два придут в более или менее нормальное состояние. Если говорить обо всей отрасли, мы года два точно потеряли за эти два с половиной месяца, потеряли в развитии в росте благосостояния. Если это будет продолжаться дольше, ну, мы потеряем примерно все.

О помощи от государства

Все, что мы просим от государства, – это чтобы оно о нас забыло. Мы и себя прокормим, и сотрудников прокормим, и налоги немаленькие заплатим. Не надо нам помогать. Ваша помощь, дорогое государство, особенно бесплатная, слишком дорого стоит. Я не рассчитывал на помощь и сегодня не рассчитываю. Мы давно работаем… Как только в средствах массовой информации сообщают о том, что вводятся какие-то послабления или помощь бизнесу, – жди беды. Это означает, что, вот где-то вот по Оруэллу, все будет ровно наоборот. Война – это мир, правда – это ложь.

Скоро в России будет очень интересно

Я не до конца верю в статистику, приводимую государством по этому новомодному вирусу. И считаю, что… ну, просто наступила усталость у всех. Сегодня был на улице и пешком, и за рулем – огромное число людей на улице, и мы все просто устали. И еще: я считаю, что большое число людей долго обманывать не получится. Мы выйдем в офлайн. Они наконец-то распродадут свои маски и прочее, и у них больше не будет большой потребности держать нас в изоляции. Думаю, реальность будет очень бурной, и я думаю, нет, они не сдюжат нас оставить под замком. Я думаю, очень скоро в России будет прям вот очень интересно. Не знаю, насчет насколько весело, но очень интересно, и в то же время полагаю, что не кровопролитно. Накопилось огромное количество вопросов, на которые им придется ответить.

Иван Грибов

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ