ФОМ узнал об опасениях жителей сел и о соблюдении ими мер безопасности
Изменения образа жизни сельских жителей
Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни сельчан меньше, чем на жизнь остальных россиян: только 39% из них, по данным на середину мая, говорят, что их образ жизни значительно изменился, тогда как по населению в целом – 47%.
Причем речь идет не только о влиянии ограничений, введенных в рамках борьбы с пандемией, но и о ее экономических последствиях. Пандемия вызвала падение доходов у каждого второго россиянина (51%), среди сельчан – у 40%. Это в первую очередь связано с возрастным составом и структурой занятости сельских жителей. В селах заметно больше неработающих пенсионеров – 34% против 28% среди всего населения России. Кроме того, если по выборке в целом имеют работу 47%, то в селах – 40%. Соответственно, такие проблемы, как потеря работы, вынужденный отпуск, снижение зарплаты, в селах затронули меньшее число людей.
Из интервью с жителями сел следует, что главными последствиями пандемии для них стали закрытие школ, детских садов, непродовольственных магазинов, необходимость носить маски и перчатки, а также уменьшение числа людей на улицах (и то не повсеместно).
«Интервьюер: Смотрите, тогда такой вопрос: вот у вас в поселке произошли какие-то изменения из-за эпидемии коронавируса – что-то изменилось?
Информант: Ну что изменилось? У нас вроде пока спокойненько, ничего не случилось, никто не заболел пока. <...> Ходят люди в повязках. <…> Гулянья никакого не видать, не слыхать. Базар закрыт, магазины такие (непродовольственные. – Прим. ред.) закрыты, только продуктовые открыты. Все, что там... Полицейские на трассе стоят, чтобы... люди едут – проверяют.
Интервьюер: Ну, то есть полиция стоит, да?
Информант: Да, милиция. <…> Тут ходит пожарка, милиция ездит, объявляют: «Не ходите, только по нужде, ну, там, в магазин. А так – сидите дома, не ходите по улице». (Женщина, 83 года, Республика Калмыкия)
«Частично соблюдается. Люди как гуляли, так и гуляют, только вечером уже никого не бывает». (Мужчина, 35 лет, Республика Крым)
«Информант: Меньше людей стало на улице, а больше никаких изменений нет.
Интервьюер: А меньше людей на улице почему? Заставляют всех сидеть дома?
Информант: Никто никого не заставляет, просто слушаем, информация проходит, что лучше посидеть дома, вот и сидим. Сейчас такое горячее время, что сейчас не больно-то и хочется куда-то идти, некогда». (Женщина, 73 года, Челябинская область)
Материальные трудности упоминались, но гораздо реже. Об отсутствии паники в связи с экономическим спадом говорит и тот факт, что только 13% сельских жителей в этом году планируют сажать больше овощей, чем в прошлом1. Из 11 участников интервью лишь двое сообщили об этом.
Тем не менее, несмотря на относительно спокойную эпидемиологическую ситуацию, жители сел в той же степени, что и остальные россияне, следят за информацией о коронавирусе. Более того, из-за большего числа людей предпенсионного и пенсионного возраста уровень опасений заразиться инфекцией среди сельчан в среднем несколько выше общероссийского. По данным опроса, именно люди данного возраста (и женщины – в большей степени) сильнее остальных беспокоятся по этому поводу.
Соблюдение мер эпидемиологической безопасности
С одной стороны, сельские жители так же, как и остальные россияне, стали чаще мыть руки, носят маски и стараются соблюдать социальную дистанцию. При этом среди молодых только 68% теперь чаще моют руки (против 74% среди всех сельчан), однако маски среди них носят больше людей: 73% против 64% соответственно. Впрочем, эта корреляция есть и в общероссийской выборке.
С другой стороны, особенности сельской жизни – необходимость работать на улице и более тесные социальные связи – приводят к тому, что режим самоизоляции и социального дистанцирования соблюдается в меньшей степени, чем в городах. И если до середины апреля сельчане действительно старались реже выходить из дома (поскольку и необходимости такой не было), то с началом посевного сезона это стало невозможным. Кроме того, как видно на первом графике, уровень опасений заболеть коронавирусом с середины апреля постепенно снижается.
При этом необходимо учитывать, что пребывание на улице часто ограничено своим участком, а при общении со знакомыми соблюдается дистанция. Особенно – с приезжими «из города», потенциальными источниками болезни.
«Стараемся лишний раз не встречаться. Во дворе тут копаемся, сажаем, сеем все». (Мужчина, 68 лет, Самарская область)
«Интервьюер: Получается, что и вы, и односельчане стараетесь избегать общения с приезжими?
Информант: Да. Если кто-то прилетел и к кому-то в гости идет, то только через забор». (Женщина, 40 лет, Архангельская область)
«Интервьюер: А ваши односельчане – они не боятся, не пугаются того, что из Москвы люди приезжают, что заразу привезут?
Информант: Есть такие, но нет-нет, но все равно по поселку прокачусь (работает таксистом. – Прим. ред.). <…> И некоторые, да, особенно вчера буквально вез женщину, она ругалась, что умные дома сидят, а есть дебоширы, которые шарахаются, заразу разносят. Ну, я промолчал. Потому что вроде как знакомая, а чужому я бы сказал, что чушь собачья. Есть такие, которые боятся, в интернете, в «Одноклассниках» смотришь, некоторые рассказывают: «Вот, мы дома сидим, а эти заразу разносят, эти на вахту поехали в Москву, приезжают – заразу оттуда везут». Но таких мало. У меня товарищи, которые таксуют так же, как и я, когда я приехал в начале этого карантина из Москвы, они со мной даже не здоровались. Говорили: «Ты заразный». Окошечко откроют – и так разговаривают. Сейчас здороваются». (Мужчина, 36 лет, Чувашская Республика)
Однако есть и те, кто не считает нужным соблюдать меры борьбы с пандемией. Они или ссылаются на отсутствие выявленных случаев заболевания в их селе, или не верят в опасность коронавируса. Таких людей немного, но они, как правило, не только нарушают предписания, но и активно выражают недовольство властями и введенными ими мерами.
«Интервьюер: В нынешней ситуации, связанной с эпидемией, вы общаетесь с соседями, как раньше? Бываете у них в гостях? Или они к вам заходят?
Информант: Мы ходим в гости, потому что у нас нет коронавируса. А в город когда выезжаем, тогда не ходим, не к кому». (Женщина, 40 лет, Архангельская область)
«Поначалу они (односельчане. – Прим. ред.) верили, сейчас уже плюнули на все и тоже проклинают Путина и правительство. Сейчас уже не верят. А как жить-то? Есть хотят все!» (Мужчина, 36 лет, Чувашская Республика)
Таким образом, мы видим, что жизнь в селах идет своим чередом и пандемия повлияла на нее меньше, чем на жизнь в городах: здесь меньше зараженных, меньше и негативных экономических последствий. Однако, повторимся, это не приводит к более спокойным настроениям. Напротив, из-за более «возрастной» структуры сельские жители больше боятся заболеть. Но не только поэтому – жителям сел, по их признаниям, зачастую оказывается менее доступна скорая (и даже не скорая) медицинская помощь. И если по населению в целом о способности медицинских учреждений справиться с пандемией говорят 46%, то в селах несколько меньше – 42%. Поэтому заболевший житель села подвергается большему риску, чем горожанин.
_______________
Источники данных
_______________
1По данным еженедельного телефонного опроса «ТелеПента» 17–19 апреля 2020 года.