Что люди думают о перспективах изменения ситуации в российской экономике
Приведены результаты трех телефонных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
Вопросы о перспективах экономики задавались трижды: в начале апреля, конце мая и конце июня. Самые пессимистичные оценки россияне давали в первые недели эпидемии, когда неопределенность была наиболее высока и страх неизвестности в той или иной степени затронул все социально-демографические группы. Во второй половине мая, когда в отдельных регионах начали ослаблять ограничительные меры и часть работников вернулась к привычному режиму труда, распределение ответов на вопросы об экономических ожиданиях улучшилось. Об этом мы написали в материале «Ожидания изменения ситуации в экономике: осторожный оптимизм», где привели прогнозы различных социально-экономических категорий населения.
Во второй половине июня прирост доли позитивных прогнозов существенно замедлился и не вышел за пределы статистической погрешности, однако пессимистические оценки снова заметно сократились. Сейчас 19% опрошенных ожидают улучшения экономической ситуации в месячной перспективе. Доля ожидающих, что положение дел в экономике останется на нынешнем уровне, за прошедший месяц выросла на 8 п. п., до 33%. Пессимистичных ответов было получено на 12 п. п. меньше, и их теперь практически столько же (36%), сколько и нейтральных.
Стоит заметить, что о возможном незначительном ухудшении экономической ситуации во всех трех опросах говорил примерно каждый пятый респондент (в конце июня – 21%). Доля же ожидавших серьезного ухудшения заметно снизилась: если в самом начале эпидемии она составляла 33%, то к концу мая – 23%, а к концу июня – 12%.
Ожидания в годовой перспективе со второй половины мая существенно не изменились. В целом за весь период измерений с начала апреля доля ожидающих улучшения экономической ситуации выросла на 3 п. п. (до 24%), сохранения на текущем уровне – на 6 п. п. (до 34%). Пессимистичные оценки на протяжении всех замеров давал примерно каждый четвертый респондент (в конце июня – 28%). Заметнее всего снизилась доля затруднившихся ответить – на 9 п. п. (до 14%), причем за счет роста долей позитивных и нейтральных ответов.
Минэкономразвития в середине июня тоже изменило прогноз развития экономики на чуть более позитивный: падение ВВП в 2020 году, по мнению аналитиков ведомства, составит 4,8 вместо 5% по предыдущей оценке. А восстанавливаться экономика будет быстрее: темпы роста ВВП в 2021 году ожидаются на уровне 3,2 вместо 2,8%. Еще более оптимистичен прогноз Банка России, вышедший в конце апреля и предполагавший снижение ВВП в текущем году на 4–6% и рост в следующем на 2,8–4,8%. Один из самых оптимистичных – прогноз Сбербанка, который в начале июня ожидал снижения ВВП России в 2020 году на 4,2–4,5%.
Прогнозы международных организаций, наоборот, ухудшились. Международный валютный фонд ухудшил прогноз падения российского ВВП до 6,6% вместо 5,5% в текущем году, но рост в следующем году ускорится до 4,1% вместо 3,5%. Июньский прогноз Организации экономического сотрудничества и развития – самый пессимистичный: он допускает снижение ВВП России в 2020 году на 8–10% при последующем росте в 2021 году на 4,5–6%.
________________
Источники данных: три всероссийских телефонных опроса граждан 18+ (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России 2–10 апреля, 14–21 мая и 15–21 июня 2020 года. В каждом опросе – не менее 1500 респондентов. Всего опрошены 4616 человек из 82 субъекта РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,0%.