• к-Темы
  • 04.08.20

Генеральный директор кадрового агентства: «Опыт двух предыдущих кризисов помогает решать проблемы и сейчас»

Основатель и генеральный директор кадрового агентства Business Travel Job Карина Яковлева – о необходимости рекламы в социальных сетях и о том, как расширение сферы деятельности компании помогло пережить период пандемии

Компания Business Travel Job занимается подбором персонала, специализируется на рынке делового туризма, гостиничном и ресторанном бизнесе. 

Адаптация к режиму удаленной работы

В середине марта компания Business Travel Job перешла на удаленную работу. По словам ее директора Карины Яковлевой, первые несколько недель были стрессовыми. Две недели ушло на решение мелких организационных вопросов, в том числе на отмену доставки в офис питания и канцтоваров и изменение договоренностей об уборке помещения.

Далее последовали переговоры с арендодателем о снижении платы за офисное помещение. С началом пандемии было принято решение отказаться от одного из двух офисов, что позволило компании урезать расходы. По словам Карины Яковлевой, владелица оставшегося помещения не собиралась идти на уступки, однако, скооперировавшись, арендаторы смогли убедить ее в необходимости такой меры. Риск потери всех арендаторов побудил собственника согласиться на снижение платы.

«Многие владельцы помещений не хотели снижать стоимость аренды даже на период пандемии. Нам помогли соседи, которые снимали помещение на том же этаже. Мы готовы были уйти все разом из этого офиса. Его владелица поняла, что может потерять сразу всех арендаторов и снизила цену».

Проблема снижения арендной платы за помещения встает перед многими руководителями бизнеса в период пандемии коронавируса. Подробнее о переговорах по этому поводу было рассказано, например, в материале о заведениях общественного питания.

Выход из зоны комфорта: опыт расширения сферы деятельности компании

Основная специализация Business Travel Job – ресторанный бизнес, тревел- и гостиничная индустрии. Именно эти сферы сильнее всего пострадали в пандемию. Однако незадолго до введения режима самоизоляции у компании появились новые клиенты из других отраслей. Например, пандемия спровоцировала рост числа вакансий в сфере информационных технологий и онлайн-продаж продуктов питания. Такое расширение сферы деятельности позволило компании Business Travel Job удержаться на плаву.

«В феврале к нам пришли несколько клиентов из сферы онлайн-продаж продуктов питания, у которых в 510 раз выросли объемы продаж. Это в какой-то степени спасло наш бизнес. Мы также занимались вакансиями в сфере IT, которых, в связи с пандемией, появилось немало. Так что работы было достаточно».

Компания бралась и за нестандартные заказы. Среди них был ряд технических и маркетинговых вакансий, с которыми она раньше не работала. 

«Были такие вакансии, в описании которых я не понимала написанного. В таком случае я просила клиента пояснить алгоритм работы будущего сотрудника, чтобы понять, что должен делать человек. Поступало очень много диджитал-вакансий, например, для SMM-менеджеров и IT-специалистов».

Вместе с новым клиентом, компанией по онлайн-продаже продуктов питания, появились и специфические вакансии. Так, например, Business Travel Job понадобилось рекрутировать в Подмосковье работника мясной промышленности – профессионального обвальщика. Поскольку поиск был ограничен Московской областью и предполагал высокую квалификацию сотрудника, задача была сложной. Но именно готовность браться за новые задачи зачастую спасает компании в кризис.

«Работая с этой вакансией, мы с коллегой сидели за компьютером с 10 утра до часа ночи. У меня возникло ощущение, что я знаю всех мясников по Киевскому направлению или что я там живу. Это был определенный вызов. Обычно я не отказываюсь ни от каких позиций. Но честно скажу: до пандемии мне и в голову не приходило, что я буду заниматься поиском мясника».

Лояльность коллектива и готовность к новым задачам

Во время пандемии компании Business Travel Job удалось полностью сохранить штат. Но из-за неполной загруженности не все оказались задействованными. Таким сотрудникам сократили зарплату. Карина Яковлева отмечает, что они отнеслись к этой мере лояльно: сокращение объема рабочих задач позволило проводить больше времени с семьей.

«Я не уволила никого, все сотрудники остались. Те, для кого работы не нашлось, получают зарплату не в полном объеме. Двое сотрудников, наверное, так и останутся на «удаленке», потому что их работа от этого не страдает».

По словам Карины Яковлевой, до пандемии рекламный бюджет распределялся неэффективно: мало внимания уделялось рекламе в социальных сетях. Поэтому одному из сотрудников, помощнику рекрутера, было решено оплатить обучение новой специальности – SММ-менеджера.

До пандемии компания не испытывала недостатка в клиентах, поскольку была одной из немногих специализирующихся на довольно узком направлении рекрутинга в сфере туризма. Рекламную функцию выполняли публикации в отраслевых журналах.

«У нас нет отдела продаж. Наше агентство – одно из немногих, работающих для тревел-индустрии, мы практически монополисты на этом рынке. Поэтому вакансии, можно сказать, сами сыпались и отдел продаж для привлечения клиентов нам был не нужен. Все, что мы делали, – публиковали статьи в отраслевых журналах».

Если до коронавируса одной из проблем компании была высокая загруженность сотрудников, то с началом пандемии возникла необходимость поиска клиентов. Выход компании за пределы профессионального тревел-сообщества повлек за собой расширение рекламных каналов. 

«Таргетированная реклама в соцсетях приносит отклик, когда нужно привлечь клиентов из определенных отраслей. В нашем случае это необходимо, чтобы расширить клиентский портфель».

Будущее компании: собеседования в онлайн-формате и возвращение в сферу туризма

Пандемия наложила ограничения на процесс рекрутинга: собеседования были переведены в онлайн-формат. По словам Карины Яковлевой, это стало занимать больше времени, поскольку понадобились дополнительные беседы с соискателями.

«Мы и раньше пользовались видеосвязью, когда искали кандидатов в регионах. Но я честно скажу, что не люблю такой способ подбора персонала. На собеседовании по видеосвязи можно многое упустить любой рекрутер это подтвердит».

Карина Яковлева предполагает, что несмотря на недостатки такого формата рекрутинга, в будущем число собеседований по видеосвязи вырастет. Это потребует изменений в стандартных схемах работы.

«Доля видеособеседований увеличится. Поэтому необходимо перестраивать сам процесс собеседования. Когда кандидат приходит в офис – это одна схема собеседования. А когда звонит онлайн – другая. Зачастую одного видеозвонка недостаточно. Нужно несколько раз поговорить, чтобы уменьшить количество ошибок, которые возможны при собеседовании».

Говоря о будущем своей компании, Карина Яковлева отмечает, что возвращение к работе в офисе требует соблюдения мер безопасности. Покупка средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) влечет за собой дополнительные траты.

«Приобретение масок и перчаток в большом количестве накладывает определенные обязательства на бизнес и на меня как на генерального директора. Это лишние затраты. Тем не менее это несущественные, решаемые проблемы».

Туристическая отрасль начинает возвращаться к состоянию до пандемии: появляются заказы от клиентов из сферы туризма. Но поток клиентов из регионов еще не вернулся к докризисному уровню – основная доля вакансий приходится на Москву и Подмосковье.

«Мы уже получили срочные вакансии от наших предыдущих заказчиков. Несмотря на то что работы становится больше, думаю, к предыдущему размеру заработка мы вернемся не раньше сентября. Мы всегда плотно работали с Сочи, Санкт-Петербургом, Ростовом, Екатеринбургом, но вакансии из этих регионов пока не пришли. Сейчас активизировались только Москва и ближнее Подмосковье».

За время своей работы компания Business Travel Job пережила несколько кризисов. Как отметила Карина Яковлева, поскольку кризис 2008 года научил подсчету расходов и жесткой экономии, кризис 2014 года прошел для компании безболезненно. Пригодился такой подход и в этот раз.

«Опыт двух предыдущих кризисов помогает решать проблемы и сейчас. Поэтому на нашем бизнесе и нынешний кризис не скажется серьезно».

Как изменится рынок труда и спрос на офисные помещения

По прогнозам Карины Яковлевой, после пандемии спрос на офисные помещения не только не вырастет, но будет снижаться, поскольку некоторые сотрудники останутся работать на «удаленке».

«Рынок аренды офисов изменится. В частности, уменьшатся арендуемые площади, потому что некоторые сотрудники продолжат работать из дома и после пандемии. Я могу судить об этом по числу клиентов нашего агентства, которые решили изменить подход к вопросам аренды».

Рынок труда также ждут изменения. По мнению Карины Яковлевой, рекомендации предыдущих работодателей будут играть все большую роль при трудоустройстве. Востребованными навыками будут не только стрессоустойчивость и мобильность, но и готовность работать в удаленном режиме.

Комментарий исследователя

Сфера туризма – одна из наиболее пострадавших во время пандемии отраслей экономики. В трудной ситуации оказались не только сами турагентства и гостиницы, но и компании из смежных областей, специализирующиеся на работе с ними. Так, кадровое агентство Business Travel Job в сложное время было вынуждено расширить деятельность за пределы тревел-индустрии. Готовность к поиску новых вакансий в незнакомых сферах и предыдущий опыт выживания в кризисы помогли компании приспособиться к нынешним сложным условиям.

Для Business Travel Job новые пути взаимодействия с потенциальными клиентами открывает также переобучение сотрудников на новые специальности, например, в области SMM. Социальные сети все чаще используются как основной канал для продвижения продуктов, а спрос на SMM-специалистов растет.

Во время режима самоизоляции многие получили опыт работы из дома. Владельцы бизнеса осознали преимущества удаленного режима и многие не откажутся от него и после завершения пандемии. «Удаленка» позволяет снижать расходы на аренду помещений без сокращения штата компании.

Елизавета Мудрецова, Юлия Кот Дата проведения интервью: 18.06.2020 года.

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ