Построение типологии требует закладки в дизайн исследования гипотез на этапе его проектирования. Инициативный проект исследования ситуации с малым бизнесом во время пандемии изначально не предусматривал обязательного выделения и описания идеальных типов предпринимателей, он был ориентирован на другие задачи. Однако в ходе работы с внушительным массивом материалов исследовательские рабочие группы зафиксировали несколько значимых и требующих внимания сходств и различий в самочувствии и поведении бизнесменов. Их анализ позволил сделать шаг в направлении построения типологии представителей малого и среднего бизнеса в России. Об этой работе мы уже рассказывали в одном из сентябрьских выпусков. Чем живут, чем дышат и рискуют представители каждого из этих типов – в серии материалов на основе доклада «Краш-тест малого бизнеса». В этом материале – о тех, кому не близка романтика риска и предпринимательство – не совсем их стихия, но все-же они «в деле».
В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
Для предпринимателей этого типа характерна серьезная, рациональная проработка вопроса о запуске своего бизнеса. Они просчитывают все за и против, как правило, создают свое дело в консервативных отраслях экономики, которые существуют достаточно долго и самим фактом своего существования подтверждают эффективность бизнес-модели. А вот подталкивает их к этому какой-то факт из личной биографии, лежащий за пределами бизнес-сферы. Поэтому построенный с такой мотивацией бизнес превращается в нечто большее, чем просто экономический актив, – в дело жизни. Амбиции таких предпринимателей также часто находятся за пределами чисто «бизнесовых показателей».
Приход в бизнес для них обусловлен скорее не выбором между риском и получением дохода, а выбором наилучшего способа осуществления данного вида деятельности в данных условиях. Бизнес позволяет заниматься любимым делом с минимальными по сравнению с работой по найму ограничениями. Источник их занятия – «внешний» по отношению к бизнес-среде: хобби и творческая деятельность (фотография, ремесло, прикладное творчество), призвание (врачи, музыканты, преподаватели, открывающие дело, чтобы реализовать свои замыслы), опыт решения значимых личных проблем (иппотерапия), иногда встречается и совокупность источников.
Эти предприниматели уходят с предыдущей работы (часто – в учреждениях бюджетной сферы), не имея опыта ведения бизнеса. Они компетентны в своей профессиональной области, но у них нет управленческого, организационного и маркетингового опыта, они не знакомы с бизнес-моделью и вырабатывают ее сами методом проб и ошибок. Бывает, что предприниматели этого типа начинают бизнес в своей профессиональной области сразу после вуза, поскольку государство не заинтересовано в них как в специалистах. Интересно, что информанты описывают свой карьерный путь до момента запуска своего дела в терминах работы, противопоставляя его тому, что есть сейчас: «Всю жизнь проработала до этого» – как будто нынешнее занятие – это уже не работа.
У всех информантов этот бизнес – единственный. Такие люди развивают один бизнес, но довольно глубоко. Подход – очень творческий. Вкладывают всю душу, потому что им интересно. Вовлеченность в дело очень сильная, в том числе и в эмоциональной составляющей – для них важно вдохновение.
Развитие бизнеса для них – это не новое дело в другой сфере, а углубление и расширение своего, существующего направления. Прибыль не является здесь главной целью. Важнейший мотив – быть полезными обществу.
Предприниматели этого типа не склонны к риску, стараются максимально его избегать, не подвергать любимое детище опасности. Если они и делают что-то не очень легальное, то неуверенно, «по-тихому».
Даже при наиболее негативном сценарии (при запрете ведения бизнеса) вариант закрытия или смены деятельности не рассматривается, так как этот бизнес – «дело их жизни», сама жизнь.
В кризис, вызванный пандемией, предприниматели этого типа демонстрируют две основные стратегии поведения: выжидательную и трансформационную.
Ожидание, когда это все закончится, – чтобы можно было вести дела в привычных, нормальных условиях.
Изменение форм взаимодействия с клиентами при неизменности основного продукта. Эти усилия направлены на сохранение своего дела как воплощенного замысла, а не только как бизнес-актива.
Для предпринимателя этого типа очень важен рабочий коллектив – это не просто наемные работники, а соратники, которые помогают растить его детище. Поэтому во время кризиса очень много внимания уделяется сотрудникам, их поддерживают и опекают. Такие предприниматели особенно стараются при неприятностях быстро взять себя в руки, поддерживать коллег.
Много времени уделяют они не только работе с коллективом, но и саморазвитию (творческий подход распространяется на все).
Как и все предприниматели, они оптимистичны. Хотя ситуация в их бизнесах из разных сфер, в разных регионах с удивительной синхронностью описывается респондентами через образы играющих музыкантов на борту идущего ко дну «Титаника». Пока это были ассоциации, высказанные предпринимателями в ходе фокус-групп. И хорошо, если «Ближе, Господь, к Тебе...»1 в реальной жизни их бизнеса так и не прозвучит.
__________________
1«Ближе, Господь, к Тебе…» (англ. Nearer, My God, to Thee) – английский христианский гимн XIX века, написанный английской поэтессой Сарой Флауэр Адамс в 1841 году. Традиционно связывается с катастрофой «Титаника», поскольку выжившие пассажиры рассказывали, что оркестр корабля играл его, когда судно уже начало тонуть.