• к-Обзоры
  • 10.12.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 169

О презентации новых книг ФОМа на non/fiction, об отношении населения к ноябрьскому локдауну и особенностях работы студий для питомцев

______________

Новое на проекте к-ФОМ

ФОМ представил книги серии «Социология пандемии» на non/fiction

На специальной презентации в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction авторы – социологи ФОМа – рассказали об особенностях каждого из пяти изданий серии «Социология пандемии» и исследованиях, результаты которых легли в основу книг. Это наблюдения за тем, как пандемия формировала новый образ жизни, влияла на материальное положение и финансовое поведение россиян, меняла роль медиков в обществе и их восприятие самих себя, мотивировала руководителей компаний искать новые возможности для развития бизнеса. Три книги увидят свет зимой-весной будущего года, а издания «Медики и общество: беседы во времена коронаВируса» и «Рассуждения о коронаВирусе: беседы с социальными мыслителями» уже можно приобрести в книжном онлайн-магазине на сайте ФОМа.

Что россияне думают о ноябрьском локдауне

ФОМ выяснил, как население восприняло ноябрьскую нерабочую неделю. Опрос показал, что лишь 13% среди работающих респондентов в период с 30 октября по 7 ноября не работали, 11% работали удаленно, а 46% – в офисе, на предприятии и т. д. Что касается мнения об эффективности локдауна, то оно разделилось: полезной в деле борьбы с пандемией эту меру сочли 37% россиян, а вот 54% опрошенных заявили о ее бесполезности. В качестве одного из важнейших факторов, влияющих на мнение россиян, аналитики приводят широко распространенное мнение о вреде подобных локдаунов. Фактически две трети опрошенных указали, что нерабочие дни нанесли ущерб экономике страны: 31% считает, что значительный, 31% – что незначительный. Эксперты отмечают, что это представление зачастую подкреплено личным опытом: 13% участников опроса сообщили, что за время нерабочих дней понесли значительные финансовые потери, еще 20% – незначительные (63% не понесли никаких). То есть около трети населения на себе ощутило экономические последствия даже небольшого локдауна.

Потребительские настроения россиян становятся еще пессимистичнее

Значение Индекса потребительских настроений снизилось в ноябре на 4 пункта, до 84 пунктов. Аналитики ФОМа отмечают, что за все время пандемии этот показатель был ниже только в ноябре – декабре 2020 года. Основными причинами падения они называют продолжающийся рост уровней заболеваемости и смертности от коронавируса и связанные с этим ограничительные меры, в том числе нерабочие дни в начале месяца. Ухудшились и индикаторы покупательского поведения россиян. Доля совершавших какие-либо крупные расходы упала на 6 п. п., до 52%. По мнению экспертов, такое заметное изменение может быть обусловлено не только происходящим второй месяц подряд ухудшением потребительских настроений и сохраняющейся высокой инфляцией, но и сезонным охлаждением спроса: население активно тратило деньги на летние отпуска и подготовку детей к школе. В какой-то степени сказался и ноябрьский локдаун, когда многие магазины были закрыты и люди физически были ограничены в покупках.

______________

Новое на проекте СМБиз.ФОМ

Неожиданная трансформация бизнеса на пользу дела

Пандемия внесла существенные коррективы в планы предпринимательницы Марии Орловой: она готовилась открыть студию массажа для лица, а в итоге в августе 2020 года на ее месте появился салон для домашних животных. По словам основательницы сети Pet Cut, она провела маркетинговое исследование и выяснила, что в период режима самоизоляции люди стали чаще заводить питомцев и увеличили расходы на их содержание. Расчет оказался верным: с самого открытия заведение Марии Орловой работало либо в ноль, либо в плюс. Однако у повышения спроса оказалась и обратная сторона – нехватка квалифицированных специалистов. Во время локдауна многие из них уехали из столицы в регионы, и это привело к дефициту кадров. Предпринимательница говорит, что салоны борются за профессионалов: зарплаты мастеров выросли почти в два раза. «За год рядом с нами на Петровке появилось пять таких же салонов. Соответственно, кто-то должен там работать. Когда начался локдаун, многие мастера уехали в свои города. А тех, кто работает в Москве, недостаточно, потому что средний уровень стажа хорошего мастера составляет четыре-пять лет. Сейчас выпускается очень много специалистов, но у них нет стажа. Нам ежедневно приходит огромное количество резюме и заявок от начинающих специалистов, но нам нужны опытные кадры», – говорит Мария Орлова.

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ