О влиянии кризиса на бизнес, о том, как россияне реагируют на обращения президента и чего боятся в связи с пандемией
«Всего лишь отсрочка по налогам, по кредитам, которые потом придется выплачивать с накопившимися процентами, сохранение НДС – это похоже на издевательство» – так в статье «Этот кризис – не про регионы, этот кризис – про крупные города» от 13 апреля описывает ситуацию доктор географических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич. В первую очередь, считает она, необходимо освободить малый и средний бизнес, у которого сейчас нет дохода, от налогообложения и арендной платы на 2–3 месяца. Не отложить эти обязательства, а простить. По мнению эксперта, богатая столица могла бы это сделать, но почти всем другим регионам нужна дополнительная помощь из федерального бюджета.
Во время кризиса 2009 года федеральные власти помогли очень существенно, а сейчас, считает Наталья Зубаревич, федеральные решения затягиваются, регионам будут помогать меньше и в случае крайней необходимости. Многое зависит от губернаторов, которым переданы полномочия по борьбе с коронавирусом в своих регионах. При этом, полагает эксперт, найти разумный баланс карантинных мер и поддержки экономики действительно трудно – у губернаторов почти нет ресурсов и полномочий для поддержки бизнеса и населения.
Полный текст статьи Натальи Зубаревич о том, как кризис может сказаться на бизнесе и населении
Согласно опросу ФОМ, обращение главы государства к жителям страны в связи с пандемией коронавируса 25 марта хорошо оценили 72% респондентов, плохо – 11%. Обращение 2 апреля – 62 и 19% соответственно. Предложенные меры социальной поддержки граждан 77% россиян одобрили. При этом 35% сочли их достаточными, 35% – недостаточными. Меры поддержки бизнеса одобрили 58% россиян. 27% назвали их достаточными, 25% – нет.
Людей также попросили поделиться мнением по поводу нерабочего месяца – предположить, насколько эта мера может быть эффективной. 72% опрошенных ответили, что она поможет в борьбе с эпидемией коронавируса в России, 14% – что никак не повлияет, а 5% – что навредит.
Подробные результаты опроса ФОМ «Реакция россиян на обращения Путина 25 марта и 2 апреля»
Сильнее всего наши соотечественники опасаются экономических последствий. По данным исследования Online Market Intelligence (OMI) и центра «Платформа», такой страх одолевает 60% опрошенных. 52% боятся, что вирусом заразится кто-то из их родственников. 34% пугает вынужденная смена привычного образа жизни и столько же – возможные массовые смерти. Страх самим заболеть коронавирусом испытывают лишь 29% опрошенных.
Экономический спад – головная боль не только потребителей, но и многих производителей и продавцов. Последние уже в полной мере ощутили падение потребительской активности. По данным отчета аналитиков Сбербанка, в первую неделю режима самоизоляции (с 30 марта по 5 апреля) траты россиян упали почти до нуля в пяти категориях товаров. Сильнее всего, по сравнению с аналогичной неделей 2019 года, пострадали ювелирные изделия. Траты на них рухнули на 97%, следом идут турагентства (–96,9%) и Duty Free (–96,7%). Расходы на салоны красоты, массаж и SPA сократились на 94,8%, на одежду, обувь и аксессуары – на 94,2%.
Полный текст статьи «Потребительские страхи, реалии и прогнозы»
Количество сообщений о коронавирусе в социальных сетях снижается – теперь их менее миллиона в день. Небольшой всплеск наблюдался 13–14 апреля, что, по словам главного специалиста по сбору и анализу данных ФОМ Евгении Кондрахиной, связано с открытым совещанием Владимира Путина, посвященным ситуации вокруг эпидемии.
Наибольшую популярность в соцсетях имеют посты известных людей – о вирусе говорят и врачи, в частности, доктор Комаровский, и блогеры. Большое количество сообщений публикуется в сообществах, в том числе специально созданных в связи с пандемией, группах и на страницах новостных порталов. В текстах все чаще упоминаются такие слова, как «самоизоляция», «карантин», «инфекция», «пандемия», «эпидемия» и «борьба».
Результаты мониторинга социальных сетей и поисковых систем по теме «коронавирус»
ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.