• к-Темы
  • 20.07.20

Ольга Тенн: «Самоизоляция оказалась психологическом тренингом»

Заместитель директора по развитию Московской службы психологической помощи населению – о том, что беспокоило людей во время карантина

Мы всегда были доступны

Наши сотрудники были в строю весь период самоизоляции, им пришлось работать даже интенсивнее, чем в обычной жизни. Психологи круглосуточно давали консультации по многоканальному телефону 051. Чат на сайте, который до пандемии функционировал только в дневное время, стал работать в режиме 24/7 – мы постоянно общались с населением онлайн. Плановые приемы тоже перевели в интернет, психологи помогали клиентам в Скайпе и Zoom. Более того, часть коллег работали на горячей линии комплекса социального развития Москвы, посвященной коронавирусу.

Мы стали принимать клиентов удаленно, и оказалось, что это очень удобный формат. Когда человек сидит дома, то чувствует себя безопаснее, поэтому быстрее раскрывается перед психологом. 

Помимо психологической помощи, которую мы оказывали по телефону, в чате и по Скайпу, мы проводили и групповые вебинары. Большинство людей на самоизоляции столкнулись примерно с одними и теми же проблемами. Мы понимали, что больше всего интересует население, и готовили на эти темы выступления. Например, рассказывали, как эффективно работать из дома, как выстроить режим дня, как справляться со стрессом или как общаться с детьми.

Наша организация оказалась на передовой. У людей во время пандемии было много психологических проблем, но в условиях самоизоляции невозможно было встретиться с друзьям или родителями и поговорить по душам. А мы всегда были доступны: до нас можно было дозвониться или написать – и получить профессиональную психологическую помощь. 

Вечернее обострение

Количество обращений существенно выросло по сравнению с обычной жизнью. Нам часто звонили днем, но в основном задавали информационные вопросы: как и когда можно записаться на прием. А вечером и ночью поступало много кризисных клиентов, которым требовался разговор с психологом.

В чате и на телефоне психологи работали посменно, так что каждый раз клиент попадал к новому специалисту. Но можно было договориться с психологом о следующей сессии и связаться с ним снова. А для плановых приемов в Скайпе и Zoom за человеком закреплялся один психолог, и это имело смысл, чтобы не пересказывать свою историю новому специалисту.

Внутренняя установка – помогать людям

Наши специалисты работали из дома. Многим пришлось поменять график, потому что были ночные и дневные смены.

Мы и раньше проводили приемы дистанционно, и у некоторых психологов был опыт консультирования онлайн. Но остальным сотрудникам пришлось быстро привыкать к новым условиям. И для того чтобы облегчить этот процесс, мы подготовили методические материалы, проводили обучающие вебинары и поддерживали сотрудников.

Основная нагрузка пришлась на специалистов, работающих на горячей линии, – там было очень много звонков. Но мы же психологи, умеем работать над собой и быстро адаптироваться, так что особых проблем не было. Более того, мы не выключились из профессионального общения – устраивали конференции, внутренние совещания, и профессиональная поддержка нам помогала справляться с трудностями. 

Думаю, если психолог приходит в профессию, то у него уже есть установка помогать людям. Когда мы объявили о том, что продолжим оказывать помощь и во время пандемии, у наших сотрудников не было внутренних конфликтов, никто не отказался работать. Было ощущение, что мы нужны населению даже больше, чем обычно. 

Конечно, у нас изменились условия труда, но задачи остались те же: мы продолжаем помогать людям.

Самоизоляция – это психологический тренинг

Многие даже не предполагали, что самоизоляция окажется настолько тяжелым испытанием: близкие люди вдруг стали далекими, и количество ссор и конфликтов увеличилось. А некоторые, наоборот, обнаружили, что семья – это ценность, начали проводить время с родными и любить их еще больше. Самоизоляция оказалась психологическом тренингом для каждого из нас.

Сейчас коронавирус идет на спад, но у людей остались неразрешенные проблемы: страхи и депрессии, которые появились за последние несколько месяцев. С последствиями пандемии придется еще долго справляться, так что работы будет много. 

На просмотр новостей – один час

Сегодня в СМИ появляется большое количество пугающей информации. И наше сознание фиксируется на этом негативе. Представьте одинокого человека, который уже три месяца сидит на самоизоляции и с утра до вечера смотрит телевизор. В ток-шоу, программах и новостях постоянно муссируется тема пандемии, и после просмотра кажется, что за окном разворачиваются настоящие военные действия. Это дестабилизирует психику.

Мы всем советуем выделять на просмотр или чтение новостей один час в день. Рассказываем, что нужно пользоваться официальными источниками, а потом еще и анализировать новую информацию с точки зрения позитива. 

Что нас ждет дальше

Мы скоро переживем пандемию и будем вспоминать то время, когда пришлось сидеть на самоизоляции. Я не думаю, что это приведет к глобальным изменениям в обществе. Хотя, может быть, у людей появится понимание, что государство делает огромное количество вещей, чтобы помочь гражданам. 

Сейчас интерес к психологии сильно вырос. Еще буквально десять лет назад считалось, что если отправляешься к психологу, значит ты псих. А теперь люди все чаще понимают, что пойти к психологу – это нормально, можно решить проблемы со специалистом и не мучиться от душевных травм и конфликтов.

Я уверена, что психологическая помощь будет и дальше востребована. А мы будем развиваться в сторону дистанционных услуг. С онлайном станем более мобильными, доступными и сможем оказывать помощь большему числу людей.

Исследовательский комментарий

Это уже не первый наш разговор с психологом, который отмечает, что психологическое состояние общества изменилось. Например, психолог Инна Силенок рассказывала: «Нам звонят люди в гневе. У них изменился образ жизни: они попали на самоизоляцию и переживают психологическую травму. Сегодня много людей находятся в состоянии эмоциональной нестабильности».

По мнению Ольги Тенн, после пандемии психологические проблемы никуда не денутся. Людей будут беспокоить «отсроченные реакции» – страхи и тревоги, которые возникли не сразу в момент стресса, а проявились через несколько месяцев или лет. Но согласно результатам опроса ФОМ, который проходил в 2018 году, 71% респондентов исключили для себя возможность обратится за помощью к профессиональному психологу или психотерапевту. Оказалось, что в сложных ситуациях россияне до сих пор обращаются к своим близким друзьям и родственникам.

Возможно, появление большего количества бесплатных горячих линий психологической помощи во время пандемии изменит отношение к психотерапии. И в России постепенно сформируется культура обращения к психологам.

Мария Перминова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ