В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
Построение типологии требует закладки в дизайн исследования гипотез на этапе его проектирования. Инициативный проект исследования ситуации с малым бизнесом во время пандемии изначально не предусматривал обязательного выделения и описания идеальных типов предпринимателей, он был ориентирован на другие задачи. Однако в ходе работы с внушительным массивом материалов исследовательские рабочие группы зафиксировали несколько значимых и требующих внимания сходств и различий в самочувствии и поведении бизнесменов. Их анализ позволил сделать шаг в направлении построения типологии представителей малого и среднего бизнеса в России. Об этой работе мы уже рассказывали в одном из сентябрьских выпусков. Чем живут, чем дышат и рискуют представители каждого из этих типов – в серии материалов на основе доклада «Краш-тест малого бизнеса». Этот материал – о героях конъюнктуры, о тех, кто в кризис успел подхватить очередной успешный тренд и запустить конвейер.
Для характеристики данного типа хорошо подходит присказка из советского мультфильма: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится». Эта метафора очень ярко характеризует отношение таких предпринимателей к своему делу. Для них бизнес – это скорее «делание», нежели конкретное дело или предприятие. Их риски – не в идее, а в процессе, не в голове, а на производстве. Они не прикипают душой к каждому своему начинанию, что совершенно не мешает им создавать уникальный и востребованный здесь и сейчас продукт.
Предприниматели такого типа не придумывают чего-то нового, но хорошо улавливают только формирующиеся рыночные тренды, понимают, какой бизнес будет на волне в ближайшие годы. Они запускают дело, меняют, модернизируют его в зависимости от изменившихся условий. А потом оставляют, переходя в другой.
Эти бизнесмены видят, подмечают, ищут. Их деловая хватка нацелена на постоянный поиск нового, еще более эффективного с точки зрения выгоды. Они с легкостью начинают новое и довольно легко расстаются с тем, что перестает приносить прибыль, переключаются и перекладываются из одного бизнеса в другой прямо на ходу – не дожидаясь, пока волна, на которой держался первый, полностью схлынет.
Область их интересов лежит не в одном каком-то деле. Их занятия разнообразны, зачастую у них несколько начинаний в различных отраслях. И развивают они их довольно творчески. Часто образование предпринимателей не имеет отношения к той деятельности, которую они ведут: они люди разносторонние, видят много возможностей в самых разных областях и имеют смелость использовать их. Сферы деятельности могут быть настолько разнообразными, что иногда непонятно, как один человек может этим всем управлять. В своем работающем бизнесе (когда почерпнутая на рынке идея нашла воплощение) легко генерируют новые идеи, достраивают его. Не останавливаются на достигнутом: идеи роятся в воздухе, и они их хватают.
В предпринимательство приходят чаще потому, что не готовы «находиться под начальством». Некоторые из наших информантов вообще никогда не работали по найму, некоторые – если и работали, то недолго. Для этих людей работа по найму несет больше рисков, чем собственный бизнес. Предприниматели данного типа очень свободолюбивы. Работа по найму не дает выхода энергии, драйву, не подразумевает свободы. Поэтому они стремятся к самостоятельности и готовы брать на себя ответственность.
У предпринимателей этого типа практически всегда есть своя команда. Сотрудников в компании может быть сколько угодно, но всегда будет костяк, группа единомышленников во главе с самим предпринимателем. Он очень ценит профессионалов в своей команде. Такие предприниматели легко меняют, модернизируют свой продукт, всегда находятся в поиске более выгодных направлений и как только их находят – команда переключается на новое дело.
В кризис такие предприниматели довольно быстро начинают ориентироваться в происходящем. Практически молниеносно делают анализ ситуации, вырабатывают план действий. Кризис они воспринимают как вызов. Главная цель анализа ситуации – найти пути для зарабатывания еще бо́льших денег. Им совершенно не свойственно ждать – только действовать.
Кризис, в том числе ситуация с COVID-19, не является для таких предпринимателей патовой ситуацией. Это в большей степени возможность увидеть то, что не видят другие, успеть ухватить новый тренд, новое движение, встать на чье-то освободившееся место. Кризис для них – это точка роста.
В зависимости от специфики предприятия они стараются сохранить то, что является важным именно для их бизнеса.
Сохранить клиентов.
Сохранить персонал, свою команду профессионалов.
Сократить издержки, найти варианты модернизации предприятия, новые виды деятельности или новые подходы.
Предприниматели второго типа обладают интуитивным мышлением и часто не отдают себе отчета в том, почему приняли именно такое решение. Они оптимистично смотрят в будущее. Для многих это не первый кризис, люди понимают, что «и это пройдет». Нужно думать, как развиваться дальше.