Как изменились потребительские практики россиян в июле
Приведены результаты двух телефонных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России, а также результаты исследований Сбербанка, представленные на сайте «Сбериндексы».
В июле уже 15% россиян сообщают о возвращении к привычному стилю потребления, еще 11% респондентов надеются это сделать в течение ближайшего месяца – двух. По данным Сбербанка, объемы потребления россиян в июле впервые вышли из отрицательной зоны. Однако говорить о восстановлении спроса рано, и тормозится он в основном из-за так и не вернувшегося на прошлогодние уровни потребления в сфере услуг. При этом меняется характер спроса – и по сравнению с пандемической ситуацией, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В июле доля россиян, начавших возвращаться к привычному, доэпидемическому стилю потребления, выросла по сравнению с июнем в полтора раза – до 15%. И здесь есть несколько любопытных моментов. Так, чаще прочих активизировали потребление люди до 30 лет – это традиционно одна из самых активно потребляющих категорий населения, и она первая начинает восстанавливать привычный образ жизни. Но, кроме того, чаще, чем в среднем, в июле стали сообщать о возвращении к привычному потреблению люди с относительно низкими социальным и финансовым ресурсами: жители средних городов (с населением от 100 тысяч до 500 тысяч человек), безработные и неработающие, а также бравшие за последние две недели в долг или в кредит (месяцем ранее ответы этих групп не отличались от средних по выборке). То есть нехватка денег для восстановления потребления, судя по всему, компенсируется заемными средствами. С одной стороны, это хорошо – для оживления экономики, так как кредиты служат одним из ее драйверов. Однако, с другой стороны, это отражает финансовые проблемы части населения (пока относительно небольшой), которой не хватает собственных средств для восстановления потребления.
Еще не восстановили доэпидемический уровень потребления 39% опрошенных, и доля таковых за месяц принципиально не изменилась. По-прежнему чаще говорят об этом безработные и не работающие по другим причинам, малообеспеченные (кому на питание не хватает или на питание хватает, на одежду, обувь – нет), обращавшиеся недавно за заемными средствами или имеющие кредиты, а также те, чье материальное положение в той или иной степени ухудшилось. Однако почти во всех данных группах доли жалующихся на эту проблему за месяц сократились. А вот предприниматели и самозанятые, которые месяц назад тоже чаще, чем в среднем по выборке, жаловались, что пока не могут начать покупать все, к чему привыкли до эпидемии, в июле говорят об этом примерно с той же интенсивностью, что и все опрошенные.
Чуть менее половины россиян (46% в июне, 44% в июле) не меняли своего стиля потребления. И это связано как с достаточно скромными потребностями (например, у людей старше 60 лет), так и с более благополучным материальным положением – о том, что им не приходилось отказываться от привычных покупок, и в июне, и в июле, помимо пенсионеров, чаще говорили относительно обеспеченные и не обремененные долгами люди, а также те, кому в пандемию удалось сохранить свое материальное положение неизменным или даже улучшить.
В июле 11% россиян рассчитывают, что полностью смогут восстановить потребительские привычки не позже, чем через пару месяцев. Еще 8% отводят на это три-четыре месяца. Но заметная часть опрошенных (20%) настроена скептичнее и ожидает восстановления своих потребительских возможностей не ранее чем через пять месяцев, а то и позже.
Вопрос задавался заявившим, что им приходилось отказываться от покупок привычных продуктов, товаров и услуг, сокращать траты на них.
Данные Сбербанка о динамике расходов россиян относительно соответствующих недель прошлого года* показывают, что в июле они впервые вышли из отрицательной зоны. При этом траты на покупки товаров уже в середине мая впервые начали незначительно превышать прошлогодние показатели, а в июле выросли относительно них в среднем на 7%. Однако расходы на услуги по-прежнему находятся в отрицательной зоне, то есть потребление в сегменте услуг еще не достигло уровня прошлого года.
При этом потребительские предпочтения к июлю довольно ощутимо изменились. Так, россияне стали заметно реже, чем в начале и середине пандемии, покупать алкоголь в специализированных магазинах, однако спрос на кафе и рестораны, который отчасти замещался такими покупками, пока еще более чем на четверть ниже прошлогодних показателей. Ажиотаж на покупки в универсальных магазинах (к которым относятся крупные сетевые маркетплейсы) прошел, однако спрос продолжает ощутимо превышать прошлогодние показатели: россияне явно вошли во вкус интернет-шопинга. Вышли в позитивные зоны покупки одежды, обуви и аксессуаров, а также товаров для хобби и игрушек – сказывается открытие торговых центров. В позитивной зоне оказались траты на мебель и предметы интерьера – люди вернулись к обустройству жилища. Растет потребление в категории бытовой техники и электроники, сейчас оно уже на более чем на четверть превышает прошлогодние показатели. А покупки компьютерной техники уже с мая на три четверти превысили уровень спроса 2019 года и сохраняли позиции в течение июня и июля: судя по всему, люди продолжают обустраивать удаленные рабочие места. Вышли из негативной зоны траты на спорт и медицинские услуги – россияне потихоньку снова начинают заниматься собой и своим здоровьем. И любопытное наблюдение относительно транспорта: в позитивную зону в июне и начале июля вышли траты на покупку личного автотранспорта, а также почти восстановился спрос на такси. При этом падение спроса на общественный транспорт хоть и сократилось, однако его востребованность все еще более чем на треть ниже, чем в прошлом году. Судя по всему, эпидемиологическая настороженность определенной части россиян пока еще не прошла и заставляет их менять свои потребительские предпочтения.
**Приведены из раздела «Изменение трат по категориям» проекта «Сбериндекс».
*Сбербанк основывает свой анализ на данных эквайринга, таким образом охватывая клиентов как своего банка, так и других, а также информацию о безналичных и наличных платежах. Эти данные отличаются от опросных, однако позволяют расширить картину, получаемую с помощью опросов.
_________________
Источники данных
Два всероссийских телефонных опроса граждан 18+ (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России 1–7 июня и 6–12 июля 2020 года. В каждом опросе – не менее 1500 респондентов. 82 субъекта РФ. Статистическая погрешность по каждому опросу не превышает 3,0%.
Данные раздела «Изменение трат по категориям» проекта «Сбериндексы».