Что происходит со спросом на товары и услуги
Приведены результаты пяти телефонных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России, а также результаты исследований Сбербанка, представленные на сайте «Сбериндексы».
Потребительский спрос россиян постепенно активизируется: каждый 10-й опрошенный возвращается к привычным покупкам, от которых отказался из-за пандемии. Однако потребительские расходы населения пока ощутимо ниже соответствующих показателей прошлого года.
Ранее мы рассказывали, как сжался потребительский спрос россиян на фоне пандемии. Однако в последние недели происходит его постепенное восстановление.
Так, с середины мая сокращается доля тех, кто в последние две недели был вынужден отказываться от привычных покупок: в начале июня их доля составляла 46%. Одновременно растет доля тех, кто не менял своих покупательских привычек за последнее время.
Всего же за время пандемии 52% россиян, по их словам, изменили привычное потребление, снизив траты, а 46% этого делать не пришлось. А теперь уже каждый 10-й возвращается к привычным покупкам.
Сокращение потребления в период эпидемии сильнее всего затронуло большие семьи: половина домохозяйств, состоящих из четырех и более человек, еще не начали возвращаться к привычным покупкам. Также выше среднего этот показатель среди женщин и в возрастной группе 31–45 лет (по 46%).
Меньше других сокращали потребление респонденты старше 60 лет, небольшие домохозяйства, состоящие из одного-двух человек, работники государственных предприятий, относительно обеспеченные (те, кому хватает денег на бытовую технику и более дорогие вещи), не обремененные долгами и люди, чье материальное положение не изменилось или даже улучшилось.
Больше всего сокративших потребление и не вернувшихся к привычному уровню – среди больших домохозяйств, безработных и не работающих по другим причинам, среди предпринимателей и самозанятых, малообеспеченных людей (кому на питание не хватает или на питание хватает, на одежду и обувь – нет), обращавшихся недавно за заемными средствами, имеющих кредиты или кредитную карту, а также среди тех, чье материальное положение в той или иной степени ухудшилось.
О восстановлении потребления чуть чаше остальных говорят молодые люди (от 18 до 30 лет) и члены домохозяйств, состоящих из трех человек.
Тех немногих респондентов, кто уже начал вновь покупать товары и услуги, от которых приходилось отказываться во время эпидемии, спросили, какие именно покупки они имеют в виду. По 2% опрошенных назвали мясо и мясные продукты, фрукты, овощи, продукты в целом, по 1% – одежду и обувь, услуги салонов красоты, колбасу, молоко и молочные продукты, бакалейные товары, хлеб и сыр.
Результаты наших опросов корреспондируют с данными Сбербанка о динамике расходов россиян относительно соответствующих недель прошлого года*. Объемы потребления товаров, по наблюдениям аналитиков Сбербанка, в основном непродовольственных, растут начиная с середины мая, падение спроса на услуги постепенно сокращается. Общее падение спроса также сокращается, но пока показатели не вышли из минусовых значений, то есть спрос не вернулся к уровню прошлого года.
*Сбербанк основывает анализ на данных эквайринга, таким образом охватывая клиентов как своего банка, так и других, а также информацию о безналичных и наличных платежах. Эти данные отличаются от опросных, однако позволяют расширить картину, получаемую при помощи опросов.
_______________
Источники данных: пять всероссийских телефонных опросов граждан 18+ (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России 2–10 апреля, 16–24 апреля, 30 апреля – 7 мая, 14–21 мая и 1–7 июня 2020 года. В каждом опросе – не менее 1500 респондентов. 82 субъекта РФ. Статистическая погрешность по каждому опросу не превышает 3,0%.