Как мы собирали социальные «антитела» в интернете и что из этого вышло
В апреле 2020 года в разделе к-Дайджесты сайта к-ФОМ (covid19.fom.ru) появился подраздел, посвященный вирусным видеороликам. В течение шести месяцев мы искали, исследовали, анализировали и систематизировали различные видеоролики, чтобы рассказать, как социальные «антитела» Общественного Иммунитета (так мы назвали вирусные видеоролики) отражают реакцию общества на коронавирус. За это время нам удалось собрать целую коллекцию разнообразных видеороликов, рассортировать их по общим признакам, описать каждый «экспонат», дать ему название – и в итоге создать Музей эпохи пандемии в Сети. Путеводителями по этому музею и стали дайджесты вирусных роликов. Расскажем, как все начиналось.
Первым делом мы обратились к популярному видеохостингу – YouTube. Этот ресурс можно по праву назвать хранилищем всего вирусного контента, так как туда попадает абсолютно все – реклама, стендапы, пародии, клипы, мультфильмы, телепередачи и многое-многое другое. Фильтр YouTube позволяет отсортировать видео по рейтингу, количеству просмотров, дате загрузки и релевантности. Разумеется, это не единственные предлагаемые критерии сортировки, но именно они интересовали нас больше всего. Вирусность, или виральность, как правило, определяется именно количеством просмотров, поэтому мы ориентировались на этот параметр и в дальнейшем уже просто повторяли манипуляции с поиском по ключевым словам (например, «прикол про коронавирус») и настроенным фильтром.
По мере пополнения нашей коллекции новыми «экспонатами» мы все больше убеждались, что огромное количество видеоконтента в Сети по запросу «коронавирус» означает большой интерес пользователей к этой теме (что вполне логично в нынешней ситуации). Причем как тех, кто смотрит эти видео, так и тех, кто их создает. В то же время мы понимали, что способы поиска того или иного видеоролика у каждого пользователя могут быть разные. Более того, разными могут быть и каналы получения информации. YouTube – безусловно, лидер среди существующих площадок по просмотру видео (свыше 6 млрд часов видео ежедневно), но некоторым пользователям ближе соцсети или мессенджеры. То есть «вируситься» ролики могут не только через YouTube. Чтобы обнаружить еще один не менее популярный канал распространения контента, мы обратились к ежедневным привычкам большинства людей. Многие постоянно используют мессенджеры, чтобы делиться с друзьями и близкими интересными новостями, забавными картинками (мемами) или впечатляющими видеороликами. Это своего рода сарафанное радио, которое также является каналом распространения информации. Люди с удовольствием делятся с окружающими своими удивительными находками.
Чаты с друзьями в мессенджерах, тематические группы в социальных сетях, даже личные страницы пользователей – все это микросообщества со своими особенностями, привычками, правилами и атмосферой. Их главный характерный признак – плотная сетка связей между участниками. Иными словами, в таких сообществах принято делиться какой-либо информацией, помогать друг другу советом, а иногда – и делом.
Мы решили обратиться за помощью к таким сообществам сразу по нескольким причинам. Во-первых, мы допускали, что далеко не все вирусные видеоролики, посвященные коронавирусу, попали в поле нашего зрения – отсмотреть огромное количество материалов невозможно даже за шесть месяцев. Во-вторых, сбор коллекции для музея изначально предполагал вовлечение в процесс всех желающих. В-третьих, в сообществах, предназначенных для обмена опытом или информацией, получить для коллекции недостающие видеоролики можно довольно быстро. Главное – правильно сформулировать запрос. Кроме того, массовое участие в сборе видеоматериалов дает возможность взглянуть на предмет исследования с разных ракурсов, а саму коллекцию сделать полнее и разнообразнее.
Первым сообществом, которое нам удалось вовлечь в сбор вирусных роликов про коронавирус, стала группа в Facebook с экстравагантным названием «Деликатная хрень». Это закрытая группа, в которой участники могут задавать любые интересующие их вопросы, ее смысл – во взаимопомощи при доброжелательном отношении друг к другу. На призыв поделиться роликами о пандемии мы получили 29 ответов. Среди присланных видео были юмористические сценки и пародии, комедийные шоу, влоги, короткометражки, песни. Часть из них станет основой для наших последующих дайджестов, а часть мы покажем вам прямо сейчас.
Классический призывающий ролик начала пандемии, снятый в форме советов от итальянской бабушки Розы. В этом видео много смешного, а также царит непередаваемая атмосфера традиционной семьи с Пиренейского полуострова, где бабушки балуют внуков и знают все на свете.
Британский пародийный ролик о том, как могут проходить рабочие видеозвонки, когда каждый сотрудник думает о чем угодно, но только не о работе. Девушка беспокоится о своей внешности, кто-то не ладит с современными технологиями, кто-то вообразил, что стал влогером и инфлюенсером.
Знаменитый режиссер Дэвид Линч, снявший сериал «Твин Пикс», по-своему подошел к развлечениям во время карантина. Он завел канал на YouTube и начал каждый день давать краткую сводку и прогноз погоды в Лос-Анджелесе.
Подводя итог, можно сказать, что превалирующая часть роликов, которыми поделились с нами люди, была саркастической. Как известно, именно сарказм является одной из самых распространенных реакций человеческой психики на кризисные явления. Мы острим и смеемся, чтобы скрыть свои страхи и неуверенность, которые возникают перед лицом новой повседневности.
Продолжение следует.
Если вы нашли интересное видео по теме борьбы с коронавирусом, поделитесь с нами, прислав его на почту covid19@fom.ru.
Сформируем вместе коллекцию «антител»!