• к-Темы
  • 02.12.21

«Антихрупкость» – наше новое направление деятельности

О развитии к-Темы «Корпорации и пандемия» в новый раздел – «Антихрупкость» – на сайте СМБиз

qr-code
«Антихрупкость» – наше новое направление деятельности

За время работы команды направления «Корпорации и пандемия» Проекта коронаФОМ было проведено 70 интервью с руководителями малого, среднего и крупного бизнеса из разных сфер. Мы решили внести свой вклад в осмысление нового контекста существования российского бизнеса и собрать аналитику по проведенным интервью в книге «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус», которую мы анонсировали на нашей сессии в рамках гибридной конференции мараФОМ. Часть вопросов, поднятых в этой книге, была предложена участникам сессии для обсуждения (итоги, видеозапись, тезисы выступлений).

Появление концепта «антихрупкость» в нашем исследовании

Первая волна интервью с руководителями бизнеса проходила с апреля по июль 2020 года. Тогда мы зафиксировали первую реакцию компаний на изменения условий работы из-за начавшейся пандемии коронавируса, основные проблемы и способы их решения. Мы увидели изменения, произошедшие за короткий и, пожалуй, самый сложный период – период режима самоизоляции, который сопровождался серьезными ограничениями деятельности бизнеса.

С сентября по декабрь 2020 года проходила вторая волна интервью. На этом этапе мы поставили перед собой задачу расширить набор кейсов, чтобы обнаружить и зафиксировать «следы пандемии», закрепившиеся в новой реальности. В беседах с руководителями компаний мы спрашивали об уроках пандемии, новых рыночных трендах в разных отраслях, планах на будущее.

Именно вторая волна интервью показала, что наши герои – представители антихрупкого бизнеса. В кризис их компаниям удалось стать лучше, развиться, создать новые продукты и услуги, то есть проявить ту самую антихрупкость. Каждый из наших собеседников отмечал, что, несмотря на сложные условия, в кризис они стремятся пробовать новое, извлекать пользу из ошибок, бережно относиться к человеческим и финансовым ресурсам, а также, к примеру, не боятся избавляться от неработающих активов и использовать подход «бирюзовых организаций».

Термин «бирюзовые организации» в 2014 году ввел консультант и бывший партнер McKinsey & Company Фредерик Лалу. Он разделил компании по цветам согласно их управленческой модели: от красного до бирюзового. Например, красный цвет соответствует самой импульсивной модели управления, а зеленый – плюралистической. Бирюзовая (эволюционная) модель отличается подходом руководителей к ведению дел, инструментами и, самое главное, философией. Основные принципы «бирюзовых организаций»: самоорганизация, эволюционная цель, целостность.

С февраля 2021 года мы проводим третью волну интервью. На этом этапе исследования мы говорим о том, как изменились компании за время пандемии, какие уроки удалось извлечь, что можно было бы сделать по-другому, чего попытаться избежать.

Новый этап деятельности команды

С начала 2021 года ФОМ-исследования малого бизнеса были выделены в отдельный проект – СМБиз (Социология Малого Бизнеса). Целью проекта является получение актуальной информации о положении российского малого бизнеса, проблемах и потребностях предпринимателей.

Направление «Антихрупкость» стало логичным продолжением к-Темы «Корпорации и пандемии». В то же время оно тематически неразрывно связано с проектом СМБиз. Поэтому мы нашли дальнейшие векторы развития в этом проекте, и теперь все наши материалы и результаты работы будут публиковаться по новому электронному адресу: в разделе «Исследования» «Антихрупкость» на сайте СМБиз!

Пульс раздела «Антихрупкость» на СМБиз

В этом регулярно обновляемом разделе представлен список последних публикаций направления «Антихрупкость».

Команда направления: Елена Петренко, Юлия Кот, Екатерина Богомолова, Екатерина Никифорова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2022 ФОМ