Третий этап исследования об изменениях в корпоративной культуре, бизнес-процессах и образе жизни руководителей компаний и их сотрудников
Одна из ключевых тем исследований ФОМа в период пандемии – «Корпорации и пандемия» – была запущена в апреле 2020 года. Тогда мы могли лишь догадываться, как новая «ковидная» реальность повлияет на судьбу российского бизнеса. Однако было понятно, что происходящее отразится на каждой компании.
Первая волна интервью с руководителями бизнеса продолжалась с апреля по июль 2020 года. Интервью позволили зафиксировать первую реакцию компаний, основные проблемы и способы их решения. Мы увидели изменения, произошедшие за короткий и, пожалуй, самый сложный период – период режима самоизоляции, который наложил серьезные ограничения на бизнес. По результатам анализа 30 интервью первой волны была написана седьмая глава книги «Социология пандемии. Проект КоронаФОМ» – «Корпорации и пандемия». В этой главе были собраны аналитические выводы о способах адаптации компаний, роли корпоративной культуры и коллабораций для выживаемости бизнеса.
С сентября по декабрь 2020 года проходила вторая волна интервью, в ходе которой удалось пообщаться еще с 20 руководителями. Мы поставили перед собой задачу расширить набор кейсов, чтобы обнаружить и зафиксировать «следы пандемии»: изучить новые бизнес-процессы и наиболее успешные практики адаптации, возникшие в условиях пандемии и закрепившиеся в новой реальности. В беседах с руководителями компаний мы спрашивали об уроках пандемии, новых рыночных трендах в разных отраслях, планах на будущее.
Вторая волна интервью показала, что наши герои – представители антихрупкого бизнеса (в основу метафоры легло понятие «антихрупкость», введенное экономистом Н. Талебом). Таким компаниям в кризис удавалось становиться лучше, развиваться активнее, создавать новые продукты и услуги, то есть проявлять ту самую антихрупкость. Каждый из наших собеседников упоминал, что в кризис в его компании в той или иной степени стремятся пробовать новое, извлекать пользу из ошибок, бережно относиться к человеческим и финансовым ресурсам, а также, к примеру, не боятся избавляться от неработающих активов и используют подход «бирюзовых организаций».
Подробнее о выводах по итогам второй волны интервью вы можете прочитать в исследовательских комментариях:
«Новый взгляд на роль руководителя бизнеса»;
«Корпоративный иммунитет: какие практики применяют работодатели для укрепления здоровья сотрудников».
С февраля 2021 года мы начали третью волну интервью. Эти беседы, на наш взгляд, помогут зафиксировать изменения, произошедшие в компаниях за последний год. В пандемию нам часто приходится слышать фразу «Мир никогда не будет прежним». На этом этапе исследования мы хотим выяснить, для всех ли это утверждение справедливо.
Перечень вопросов, которые мы поднимаем.
Мы начинаем третью серию сюжетов о людях бизнеса, отвечающих на эти и другие вопросы. Наши ближайшие публикации – по результатам интервью со Светланой Раца, владелицей отеля «Евразия» в Тюмени и Иваном Семчуком, владельцем IT-компании Baccasoft в Москве.
Надеемся, что наши материалы будут полезны представителям компаний, которые хотят научиться извлекать пользу из кризисных ситуаций, развиваться и становиться сильнее при столкновении с неопределенностью. Также они будут интересны бизнес-консультантам, коучам, специалистам по менеджменту.
Если вам есть что сказать по теме «Бизнес в условиях пандемии», пишите нам на почту petrenko@fom.ru (руководителю направления Елене Серафимовне Петренко).