• к-Темы
  • 02.03.21

Бизнес в условиях пандемии 3.0. Основные вопросы исследования

Третий этап исследования об изменениях в корпоративной культуре, бизнес-процессах и образе жизни руководителей компаний и их сотрудников

qr-code
Бизнес в условиях пандемии 3.0. Основные вопросы исследования

Одна из ключевых тем исследований ФОМа в период пандемии – «Корпорации и пандемия» – была запущена в апреле 2020 года. Тогда мы могли лишь догадываться, как новая «ковидная» реальность повлияет на судьбу российского бизнеса. Однако было понятно, что происходящее отразится на каждой компании.

Первая волна интервью с руководителями бизнеса продолжалась с апреля по июль 2020 года. Интервью позволили зафиксировать первую реакцию компаний, основные проблемы и способы их решения. Мы увидели изменения, произошедшие за короткий и, пожалуй, самый сложный период – период режима самоизоляции, который наложил серьезные ограничения на бизнес. По результатам анализа 30 интервью первой волны была написана седьмая глава книги «Социология пандемии. Проект КоронаФОМ» – «Корпорации и пандемия». В этой главе были собраны аналитические выводы о способах адаптации компаний, роли корпоративной культуры и коллабораций для выживаемости бизнеса.

С сентября по декабрь 2020 года проходила вторая волна интервью, в ходе которой удалось пообщаться еще с 20 руководителями. Мы поставили перед собой задачу расширить набор кейсов, чтобы обнаружить и зафиксировать «следы пандемии»: изучить новые бизнес-процессы и наиболее успешные практики адаптации, возникшие в условиях пандемии и закрепившиеся в новой реальности. В беседах с руководителями компаний мы спрашивали об уроках пандемии, новых рыночных трендах в разных отраслях, планах на будущее. 

Вторая волна интервью показала, что наши герои – представители антихрупкого бизнеса (в основу метафоры легло понятие «антихрупкость», введенное экономистом Н. Талебом). Таким компаниям в кризис удавалось становиться лучше, развиваться активнее, создавать новые продукты и услуги, то есть проявлять ту самую антихрупкость. Каждый из наших собеседников упоминал, что в кризис в его компании в той или иной степени стремятся пробовать новое, извлекать пользу из ошибок, бережно относиться к человеческим и финансовым ресурсам, а также, к примеру, не боятся избавляться от неработающих активов и используют подход «бирюзовых организаций».

Подробнее о выводах по итогам второй волны интервью вы можете прочитать в исследовательских комментариях:

«Новый взгляд на роль руководителя бизнеса»;

«Корпоративный иммунитет: какие практики применяют работодатели для укрепления здоровья сотрудников».

С февраля 2021 года мы начали третью волну интервью. Эти беседы, на наш взгляд, помогут зафиксировать изменения, произошедшие в компаниях за последний год. В пандемию нам часто приходится слышать фразу «Мир никогда не будет прежним». На этом этапе исследования мы хотим выяснить, для всех ли это утверждение справедливо.

Перечень вопросов, которые мы поднимаем.

  • Как изменились компании по сравнению с периодом до пандемии? Как изменились их коллективы, каналы продаж, отношения с партнерами, продукты и услуги?
  • Какие изменения произошли ввиду пандемии, а какие были запланированы независимо от нее? Как изменился подход к планированию? Каковы планы на будущее?
  • Чему научил период пандемии, какие уроки удалось вынести? А что, наоборот, можно было бы сделать по-другому, чего попытаться избежать? Каковы главные итоги 2020 года?

Мы начинаем третью серию сюжетов о людях бизнеса, отвечающих на эти и другие вопросы. Наши ближайшие публикации – по результатам интервью со Светланой Раца, владелицей отеля «Евразия» в Тюмени и Иваном Семчуком, владельцем IT-компании Baccasoft в Москве.

Надеемся, что наши материалы будут полезны представителям компаний, которые хотят научиться извлекать пользу из кризисных ситуаций, развиваться и становиться сильнее при столкновении с неопределенностью. Также они будут интересны бизнес-консультантам, коучам, специалистам по менеджменту.

Если вам есть что сказать по теме «Бизнес в условиях пандемии», пишите нам на почту petrenko@fom.ru (руководителю направления Елене Серафимовне Петренко).

Екатерина Богомолова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 Фонд Общественное Мнение