• к-Темы
  • 08.02.21

Корпоративный иммунитет: какие практики применяют работодатели для укрепления здоровья сотрудников

Исследовательский комментарий о том, как пандемия обозначила важность инвестиций в здоровье персонала

qr-code
Корпоративный иммунитет: какие практики применяют работодатели для укрепления здоровья сотрудников

Первый исследовательский комментарий из серии «Новый взгляд на заботу о здоровье» был посвящен заботе компаний о здоровье своих клиентов. В этом материале речь пойдет о том, как в пандемию трансформировался подход к заботе о здоровье сотрудников и о практиках, которые применяли работодатели для поддержания хорошего самочувствия работников.

Место работы может послужить площадкой для укрепления здоровья. Менеджеры высшего звена во многом создают ориентир для сотрудников, в том числе в отношении к здоровью. Благодаря влиянию коллег работники могут менять свой образ жизни в лучшую сторону. В интервью руководители бизнесов признают, что в пандемию чувствовали особую ответственность за безопасность и благополучие работников, поэтому внедряли новые практики и улучшали условия труда. Важность поддержания здоровья персонала обусловлена тем, что плохое самочувствие влияет на рабочий процесс и может привести к негативным последствиям для работодателя. Именно поэтому внутри компании важно развивать корпоративную культуру, неотъемлемой частью которой является забота о здоровье сотрудников.

Борьба с распространением вируса. В первую очередь перед работодателями встала задача обеспечения безопасности сотрудников, защиты их здоровья. Владелица сети ювелирных магазинов WANNA?BE! Ирина Стройнова отмечает, что в начале пандемии, еще до того, как торговые центры закрылись, компания обеспечила коллектив средствами защиты. Поскольку эпидемия распространялась все интенсивнее, состояние здоровья сотрудников, работающих в местах большого скопления людей, стало одним из главных поводов для переживаний руководителя.

Ирина Стройнова, сеть ювелирных магазинов WANNA?BE!: «С первых дней то, как себя чувствуют сотрудники, волновало меня больше всего. Я сильно переживала, что они могут заболеть, находясь среди большого скопления людей».

Руководители группы медицинских компаний «Фэнтези» и компании Leroy Merlin также приняли необходимые меры по недопущению распространения инфекции на рабочих местах. Для сотрудников были разработаны графики посменной работы во избежание кросс-заражений. Кроме того, сотрудники стали следовать новым правилам организации работы: использовать средства индивидуальной защиты, соблюдать социальную дистанцию, минимизировать личные контакты. Взаимодействие с клиентами также предусматривало строгое соблюдение мер профилактики. 

Вера Бояркова, компания-ретейлер Leroy Merlin: «Мы научились работать в новой реальности, предпринимая огромное количество мер безопасности. Мы обеспечиваем дезинфекцию всех помещений, оснастили их дезинфицирующими средствами как для сотрудников, так и для клиентов, носим маски, перчатки, регулярно пользуемся антисептиками, соблюдаем дистанцию. Все команды разделены на три группы для того, чтобы не попадать в зону риска: чтобы, если кто-то заболевает в одной группе, это не касалось двух других. И плюс ко всему очень строго соблюдаем дистанцию при общении с клиентами, просим их носить маски».

Особое внимание работодатели уделяют работникам с хроническими заболеваниями, которые входят в группу повышенного риска. В компании Leroy Merlin им были предоставлены дополнительные отпуска. Сотрудники с симптомами ОРВИ получают оплачиваемый больничный, а при подтвержденном случае заболевания коронавирусом или пневмонией работодатель полностью берет на себя обязательства по оплате больничного листа.

В сети маникюрных салонов «Пальчики» также строго соблюдаются санитарные нормы и требования Роспотребнадзора и обеспечивается безопасность как сотрудников, так и гостей. Подбирая защитные средства мастерам в начале пандемии, руководство компании буквально испытывало их на себе. По словам генерального управляющего сети Антона Дерконоса, безопасность и комфорт персонала важнее экономии, поэтому выбор был сделан в пользу одних из самых дорогих и удобных масок.

Предприятиям общественного питания также пришлось пересмотреть рабочие процессы и ввести дополнительные меры дезинфекции в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. По мнению владельца кофе-поинтов «Бодрый день» и фуд-трака BB&Burgers Льва Бодрова, формат работы общепита кардинально изменился, в особенности в части защиты здоровья персонала и посетителей.

Лев Бодров, кофе-поинты «Бодрый день» и фуд-трак BB&Burgers: «Естественно, изменились методы дезинфекции, то есть все сотрудники сейчас дезинфицируют все, всеми методами. У нас даже появились кварцевые лампы. За время, что я работаю в общепите, такого прецедента не было».

Руководство биотехнологической компании BIOCAD не только обеспечило сотрудников средствами индивидуальной защиты и дезинфекции, но и организовало регулярное тестирование на ковид для тех, кто работает на производстве. А в компании FITMOST была введена практика выборочного тестирования.

Фокус на превентивность. Компании активно разрабатывают инициативы по улучшению здоровья сотрудников. Все больше работодателей начинают отдавать предпочтение превентивным мерам, дополняя ДМС услугами, связанными с фитнесом и оздоровлением. По мнению соосновательницы компании FITMOST Александры Герасимовой, такой подход является наиболее эффективным и позволяет экономить ресурсы.

Александра Герасимова, IT-компания FITMOST: «Пандемия показала, что иммунитет и здоровый образ жизни – очень важная история. Потому что потеря вовлеченности, больничные, отсутствие сотрудников на рабочих местах влекут за собой гораздо большие расходы, чем требуют превентивные оздоровительные меры».

В условиях самоизоляции и массового перехода компаний на удаленную работу образ жизни многих работников стал малоподвижным, поэтому у большинства из них появился запрос на физическую активность. IT-компания FITMOST отреагировала на этот запрос и запустила новое направление корпоративного тимбилдинга. Сервис стал предлагать организациям утренние зарядки, тренировки и медитации в режиме онлайн.

Руководитель спортивной школы I Love Supersport и ивент-компании IRONSTAR Максим Журило отмечает, что компания продолжает предоставлять спортивно-оздоровительные программы для сотрудников компаний-клиентов. В пандемию это направление было переведено в онлайн-формат, что позволило не останавливать работу даже в период жестких ограничений. К тому же онлайн-тренировки в корпоративном сегменте будут актуальными, ведь отношение людей к здоровью изменилось.

Максим Журило, спортивная школа I Love Supersport и ивент-компания IRONSTAR: «У нас есть корпоративный сегмент, он достаточно большой. Многие компании покупают спортивно-оздоровительные программы для своих сотрудников. И в этом сегменте мы тоже перешли в онлайн – делаем много разных тренировок, проводим лекции, внутрикорпоративные образовательные встречи для больших компаний, являемся для них провайдером подобных услуг. Хорошо, что не все компании серьезно пострадали, поэтому у нас остались клиенты, которые продолжают оплачивать этот сервис для своих сотрудников».

Чувствуя ответственность за коллектив, некоторые руководители компаний сами принимают участие в командных онлайн-тренировках, подавая положительный пример сотрудникам. По мнению руководителя онлайн-сервиса по созданию брендов Brand Hub Елены Мельник, в пандемию здоровье стало приоритетом, поэтому вырос интерес к физической активности, как к одному из способов укрепления иммунитета.

Елена Мельник, онлайн-сервис по созданию брендов Brand Hub: «На первый план вышла безопасность – своя и близких. Мы в команде и я конкретно стали уделять больше внимания своему состоянию. Теперь обязательны зарядка, активная подвижность несколько раз в день».

Возможность менять локацию. Переход на удаленную работу дал сотрудникам компаний возможность переехать в районы с благоприятной экологической обстановкой. Кто-то переехал за город, а кто-то – в другой регион. Так поступили и некоторые управленцы. Опытом переезда и дистанционного руководства поделилась в интервью Ирина Стройнова. Она признает, что благодаря смене обстановки и дистанционному управлению компанией ей удается соблюдать баланс между работой и отдыхом.

Ирина Стройнова, ювелирный бренд WANNA?BE!: «С середины июня в Москве я была только один раз – в начале октября. Благодаря пандемии я сменила локацию: сейчас живу в горах, в очень красивом месте и руковожу своей компанией полностью удаленно. Мы приехали в Сочи, затем в Красную Поляну сначала на лето, а в сентябре продлили аренду на год. Мне здесь очень нравится. И я могу здесь чувствовать себя спокойно, потому что в Москве моя команда делает успехи».

Другие руководители также отмечали в интервью, что благодаря режиму удаленной работы сотрудники могут чаще менять локацию, что позволяет им перезагрузиться. Возможность любоваться природой, дышать свежим воздухом и открывать новые места помогает восполнять внутренние ресурсы.

Предоставление медицинских и психологических консультаций. По словам генерального директора IT-холдинга TalentTech Евгения Барулина, в начале пандемии важно было успокоить и поддержать сотрудников. Компания предоставила им возможность обращаться за помощью к врачу или психологу за счет работодателя. Проявление заботы о персонале в такой непростой период способствовало повышению лояльности и вовлеченности сотрудников, а также укреплению их ресурсного состояния.

Евгений Барулин, IT-холдинг TalentTech: «Руководитель должен постоянно подбадривать коллектив, потому что для многих людей личные страхи, например за свое здоровье, значат намного больше, чем проблемы на работе. Важно обеспечивать психологическую поддержку и безопасность на базовом уровне. У сотрудников должна быть уверенность в том, что они всегда могут проконсультироваться с психологом или врачом».

Профилактика выгорания. С переходом на дистанционный режим, у многих сотрудников стало больше работы: границы между трудовой и личной жизнью размылись, многие процессы стали более энергозатратными. Следствием интенсивных рабочих периодов становятся стресс и синдром эмоционального выгорания, что приводит к снижению производительности труда и увеличению текучести кадров. От этого напрямую зависит эффективность компании, вследствие чего работодателю важно поддерживать эмоциональное благополучие сотрудников. Чтобы не допустить выгорания, в руководстве IT-холдинга TalentTech следили за тем, чтобы люди вовремя пользовались отпусками, предлагали сотрудникам отдых, а также проводили опросы, чтобы выявлять и решать проблемы команды.

В свою очередь, руководитель студии йоги «Материал» Анна Лунегова отмечает, что в начале пандемии сотрудникам пришлось работать на максимуме своих возможностей. Поэтому руководство старалось учитывать состояние каждого члена команды и в зависимости от этого распределять задачи. Когда процессы были отлажены, руководителю студии нужно было поддерживать контакт с сотрудниками, отслеживать моменты подъема и спада их работоспособности, давать конструктивную обратную связь.

Анна Лунегова, студия йоги «Материал»: «Я понимала, когда и кому нужно дать передохнуть, кого – подтолкнуть, кого, наоборот, притормозить. Мы и раньше были профессионалами своего дела, но благодаря этому сложному периоду и плотному контакту друг с другом выросли еще больше».

Внедрение комплексных программ. В корпоративной сфере прослеживается явный тренд на комплексный подход к заботе о здоровье: многие компании внедряют не только практики, направленные на улучшение физического самочувствия, но и на благополучие сотрудников в целом и формирование у них осознанного подхода жизни в частности. Так, в компании BIOCAD пандемия ускорила запуск общекорпоративной программы заботы о сотрудниках B-Well, которая разрабатывалась с 2019 года. Одним из ключевых направлений программы является блок «Здоровье», в который входят мероприятия по укреплению физического и психологического здоровья сотрудников и их родственников: ДМС, создание комфортных рабочий мест, компенсация питания, корпоративный спорт, а также персональные консультации с психологом. Кроме того, в программу включены направления, связанные с карьерным развитием сотрудников и внутренними коммуникациями.

Комментарий исследователя

В этой публикации мы рассмотрели, как под влиянием пандемии у работодателей изменилось отношение к заботе о здоровье персонала. Многие компании, чувствуя ответственность за своих сотрудников, приняли меры по недопущению распространения инфекции на рабочих местах. Помимо обеспечения безопасности, в руководстве некоторых компаний всерьез задумались о важности укрепления здоровья работников. Внедрение корпоративных практик заботы о здоровье сыграло немаловажную роль в поддержании хорошего самочувствия сотрудников в периоды стресса и неопределенности. Работодатели постепенно приходят к тому, что правильнее и выгоднее заниматься профилактикой заболеваний, используя при этом комплексный подход. Эффективными являются не только программы, направленные на улучшение физического здоровья персонала, но и практики, связанные с ментальным здоровьем и формированием осознанного подхода к жизни.

Екатерина Никифорова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ