Владелец и директор компании «Технократ» Олег Петряшев – о переносе масштабной технологической конференции, создании новых онлайн-продуктов и перераспределении ролей в коллективе
Компания «Технократ» специализируется на обучении руководителей, менеджеров и управленцев цифровым технологиям и современным бизнес-компетенциям, а также организует мероприятия в этой сфере. Один из крупных проектов компании – конференция Russian Tech Week, которая проводится дважды в год.
Один из масштабных проектов компании «Технократ» – офлайн-конференция Russian Tech Week, которую планировалось провести в мае. По словам Олега Петряшева, подготовка этого события заняла более пяти месяцев, программа была полностью готова. В марте директор компании оценил ситуацию и принял решение перенести конференцию на осень.
«Мы достаточно быстро проанализировали ситуацию. Еще в начале марта стало понятно, что на рынке массовых офлайн-мероприятий в ближайшие месяцы все заморозится и там будет бесполезно что-либо делать. Поэтому мы по большому счету законсервировали всю активность по конференциям, отложили, так сказать, до лучших времен. Мы планируем провести мероприятие в ноябре, сейчас есть множество индикаторов, которые говорят о том, что к концу осени это станет возможным. Если будет вторая волна эпидемии, то мы уже знаем, что делать».
Многие организаторы конференций проводят их онлайн. Однако Олег Петряшев считает, что на таких мероприятиях важно не только содержание выступлений спикеров, но и личное взаимодействие, налаживание профессиональных связей.
«Мы проводим много исследований поведения и предпочтений пользователей и понимаем, что люди приходят на конференцию не только для того, чтобы послушать контент от спикеров в рамках докладов. Это лишь четверть мотивации. Основная мотивация – интеграция в профессиональное сообщество, налаживание коммуникации, нетворкинг».
Олег Петряшев не исключает, что частичные ограничения на проведение массовых мероприятий сохранятся до конца года. На этот случай у компании есть запасной план: разбить конференцию на несколько дней, чтобы избежать скопления людей, или распределить участников по разным залам. Площадка позволяет осуществить оба варианта (конференция обычно проводится в «Технопарке «Сколково»).
«Конечно, будем проводить конференцию при первой возможности и с запланированным масштабом. Мы сами в этом заинтересованы, потому что данный продукт у нас полностью готов».
Во время пандемии компания «Технократ» сфокусировалась на разработке и продвижении платформы для микрообучения онлайн. Над ней работали еще до карантина, однако теперь было решено сосредоточить на этом все силы. Платформа предоставляет возможность приобрести конкретные бизнес-навыки в сжатые сроки. Инструктор сопровождает ученика при выполнении упражнений и мотивирует пройти обучение до конца. Обычно процесс занимает несколько дней или недель, а здесь за несколько часов можно научиться настраивать воронки продаж, делать прототипы сайтов или рассчитывать финансовые модели компаний.
«Мы сейчас разрабатываем онлайн-платформу, построенную на микрообучении. Это трехчасовые онлайн-сессии с инструктором по приобретению конкретных бизнес-навыков».
Первые результаты проекта оправдали все ожидания: получилось привлечь не только клиентов, но и новых спикеров. Услуга оказалась востребованной, поэтому в ближайшее время планируется увеличить количество курсов. Олег Петряшев отмечает, что его компания разрабатывает продукт на растущем рынке. По его мнению, во время пандемии многие люди получили опыт онлайн-обучения, благодаря чему в будущем этот формат может стать нормой.
«Мы сделали больше продаж, чем планировали, привлекли интересных спикеров, создали полезный контент в виде курсов».
Компании сыграло на руку то, что 90% сотрудников изначально работали удаленно. В начале пандемии несколько человек пришлось сократить, однако уже в июне были открыты новые вакансии. Такая возможность появилась благодаря стремительному развитию нового проекта онлайн-обучения.
«Я изначально строил компанию на «удаленке», и в этом большой плюс. Большую часть команды удалось сохранить. Ребята достаточно вовлеченные и компетентные, и почти все смогли переключиться на новый продукт. И, естественно, все начало быстро развиваться. Мы за месяц в этом направлении сделали практически такой же объем работ, как за предыдущий год».
Олег Петряшев отмечает, что сотрудники быстро адаптировались к новым условиям и взяли на себя новые обязанности. Несмотря на большое количество работы, люди демонстрируют заинтересованность в новом проекте.
«Мы по-другому распределили роли: люди, которые раньше занимались выставкой, теперь занимаются разработкой долгосрочных программ обучения, ребята, которые раньше искали спикеров для конференций, теперь ищут спикеров для онлайн-контента. Тут следует отдать должное команде, которая перестроилась, несмотря на стрессовую ситуацию. И мы уже достаточно неплохо себя чувствуем. Все действительно очень увлечены, поверили в идею».
Комментарий исследователя
Готовность команды быстро реагировать на меняющиеся условия и выполнять новые задачи позитивно сказалась на разработке онлайн-продукта. Благодаря тому, что большинство сотрудников работали в удаленном режиме еще до пандемии, компания быстро адаптировалась к изменениям, связанным с режимом самоизоляции. Не возникло проблем и в работе с подрядчиками: почти все отнеслись с пониманием и пролонгировали договоренности.
Во время пандемии сотрудники были вынуждены приобрести новые навыки и функции и работать на пределе, однако это помогло коллективу и компании не стоять на месте, профессионально развиваться. В период изменений важно учитывать стремления сотрудников и предоставлять им возможности для самосовершенствования.
Открытость перед коллективом относительно финансового положения и решений руководства компании обеспечивает доверие. Большую роль играет также личность руководителя: инициативность и преданность делу заряжает сотрудников и мотивирует на более продуктивную работу.
По мнению Олега Петряшева, роль руководителя в кризисной ситуации – определяющая. Директор компании взял паузу на несколько дней, а затем вернулся с готовой стратегией дальнейшего развития. Сначала был намечен запуск продукта и его тестирование, поиск удачной бизнес-модели, а затем постепенное масштабирование проекта.
«В этом на самом деле и есть основная функция директора и лидера – брать на себя ответственность и принимать важные решения, когда другие не могут этого сделать, то есть в сложный момент сказать: «Ребята, все в порядке – делаем вот так».
Благодаря накопленным средствам, сформировавшим подушку безопасности, в пандемию у компании «Технократ» не возникло серьезных финансовых трудностей. Олег Петряшев отмечает, что в кризис важно урезать все расходы, разработать план действий и постоянно проводить мониторинг ситуации, при необходимости корректируя план.
Похожий подход применила ивент-компания Interactive Solutions Group.
«В кризис спасет только микроскальпинг: урезаем затраты и регулируем бюджет, регулярно строим планы, прорабатываем сценарии негативные, позитивные и нейтральные, постоянно, каждую неделю корректируем план действий».
Несмотря на растущие показатели и большое количество задач, компания привлекает специалистов преимущественно на проектную работу. По словам Олега Петряшева, это связано с необходимостью бережно расходовать ресурсы. Экономическая ситуация на рынке остается нестабильной, поэтому вместо долгосрочных планов стоит ориентироваться на короткое, трехмесячное, планирование.
«Например, мы сейчас привлекаем большой трафик, и очень удачно складывается экономика проекта. У меня впечатление, что это связано с тем, что сейчас в целом упала стоимость закупки рекламных размещений, потому что стало меньше рекламодателей. И, возможно, в сентябре все станет немного дороже».
По мнению Олега Петряшева, каждая компания должна быть готова к любой кризисной ситуации. Благодаря существованию альтернативного направления развития бизнеса, компания «Технократ» не только удержалась на плаву, но и получила новых клиентов, создала новое направление с большим потенциалом. Для развития компании важно изучать мнения клиентов и разрабатывать востребованный продукт.
«Если бы не было бы подушки безопасности, заранее готового продукта, репутации – ничего бы не получилось. Если бы мы не были подготовлены к моменту начала пандемии, нас бы ничего не спасло».
Олег Петряшев предполагает, что многие игроки ивент-отрасли закроют бизнес после пандемии. Это связано со спецификой рынка: многие фирмы существуют за счет проектной работы – от мероприятия до мероприятия, что не позволяет им наращивать капитал. По словам директора компании «Технократ», даже крупным агентствам с началом пандемии пришлось сократить штат на 90%. Однако у таких изменений могут быть и положительные последствия: на рынок смогут выйти новые игроки, что даст толчок развитию всей сферы.
«В ивент-отрасли ситуация сложная. Я считаю, что значительная часть игроков уйдет с рынка, потому что у них нет альтернативного бизнеса и источника дохода. Собственных средств может не хватать, чтобы удерживать бизнес на плаву продолжительное время без новых поступлений. Поэтому рынок существенно очистится. После этого придут совершенно новые ребята с новыми подходами: произойдет замена игроков в течение двух-трех лет. Рестораны, ивент и туризм – отрасли, которые, наверное, сильнее остальных пострадали во время пандемии».
Комментарий исследователя
Кризисная ситуация заставила предпринимателя приостановить основную деятельность и полностью пересмотреть направление развития компании.
В каждом бизнесе необходимо заранее просчитывать все возможные риски, и «Технократ» – пример успешного развития в новой области. Благодаря тому, что у компании было несколько направлений деятельности, в период пандемии она получила возможность выбирать, куда двигаться. Важную роль сыграло наличие финансовой подушки безопасности – она позволила сохранить сотрудников и развивать бизнес.
В результате онлайн-продукт, которому раньше не уделялось большого внимания, стал успешным и позволил компании удержаться на плаву.