Более шести месяцев ФОМ в рамках фундаментального Проекта коронаФОМ по изучению пандемической реальности отслеживает динамику восприятия пандемии россиянами при помощи системы тренд-индексов. Представляем вторую часть краткого аналитического обзора имеющихся данных
Немногим более полугода назад мы запустили новый инструмент для отслеживания социальных настроений во время пандемии коронавируса – тренд-индексы. Они рассчитываются на основании ответов респондентов на несколько блоков вопросов, задающихся еженедельно – с помощью них мы мониторим изменения мнений респондентов относительно различных аспектов пандемической реальности. C 12 октября 2020 года на главной странице сайта Проекта коронаФОМ (covid19.fom.ru) можно отслеживать изменения индексов и делать выводы о том, как трансформируется восприятие пандемии в общественном сознании.
Всего мы отслеживаем 39 тренд-индексов и 7 построенных на их основе интегральных индексов: «Эпидемия», «Борьба», «Опасения», «Болезнь», «Последствия», «Меры», «Забота о Здоровье». Ознакомиться со всей сеткой тренд-индексов и методикой расчета интегральных индексов можно здесь.
В этом материале мы рассмотрим еще три интегральных индекса («Болезнь», «Борьба» и «Меры»), по которым наблюдается значительная динамика, а значит, в восприятии этих аспектов пандемической реальности происходили и происходят серьезные изменения.
О том, как именно следует интерпретировать динамику тренд-индексов и воспринимать движение графиков, мы подробно рассказывали в первом материале.
Второй интегральный индекс, пробивший 50-ю параллель, – «Болезнь».
Этот показатель также хорошо отражает общее восприятие россиянами второй волны COVID-19 в стране: в наиболее напряженные дни осени он имел достаточно высокие значения (64 пункта в середине октября, 59 – в середине декабря). На неделе между 12 и 19 января значение индекса опустилось до 54 пунктов, а ко 2 марта снизилось до 50. Далее колебания индекса были незначительными, он держался в районе 50–51 пункта. Это интересно: в предыдущем материале мы отмечали, что беспокойство по поводу третьей волны уже ощущалось в динамике некоторых индексов, однако если смотреть лишь на интегральный индекс «Болезнь», то никакой заметной реакции на информацию о третьей волне как будто бы и не было. Объясняется это просто: входящие в интегральный индекс тренд-индексы «Опасения заболеть» и «Внимание к информации о коронавирусе» не выросли настолько радикально, чтобы отразиться на значении интегрального индекса, а два других тренд-индекса довольно давно стабилизировались (см. об этом ниже).
Два ключевых (с содержательной точки зрения) тренд-индекса здесь – «Опасения заболеть» и «Внимание к информации о коронавирусе». Движение первого очень схоже с движением всего интегрального индекса «Болезнь»: пик – в октябре – ноябре (значение длительное время держалось на точке 66), в декабре началось постепенное снижение, причем заметное и еженедельное (с 8 по 15 декабря – с 62 до 58 пунктов, с 22 декабря по 12 января – с 59 до 55 пунктов и далее до минимального значения в конце февраля – начале марта, 49 пунктов). До 6 июня индекс стабильно держался в районе 49–50 пунктов. Собственно, движение индекса «Внимание к информации о коронавирусе» шло (и развивается) схожим образом. Пик значений – октябрь – ноябрь, постепенный спад с середины декабря по конец января, низкие значения в районе 50-й параллели с февраля по настоящее время (текущее значение тренд-индекса – 51).
Майские обсуждения третьей волны в медиасреде значимым образом не сказались на этих двух тренд-индексах, они стабильны. Вероятно, показательны будут ближайшие две-три недели – через какое-то время мы сможем понять, обозначается ли какой-то новый информационный тренд, влияющий на внимание к пандемии и на опасения заразиться ковидом.
Рисунки динамики тренд-индексов «Внимание к информации о лечении коронавируса» и «Сомнения, что медики справляются с лечением коронавируса» не слишком различаются: связь с развитием второй волны также была видна невооруженным глазом. Тем не менее средние значения этих тренд-индексов ниже, чем двух тренд-индексов, рассматривавшихся выше. Заметим только, что самым низким уровень значений обоих тренд-индексов был между 23 февраля и 2 марта (51 и 48 пунктов соответственно). Далее значение «Сомнения, что медики справляются с лечением коронавируса» закрепилось в диапазоне 51–54, а значение индекса «Внимание к информации о лечении коронавируса» – в диапазоне 49–51. Ожидать заметной динамики этих индексов не следует: кажется маловероятным, что мнения людей о работе врачей с коронавирусными больными, так же как и представления о способах их лечения, в обозримом будущем радикально изменятся. Представляется, что в ближайшее время информационное поле скорее будет выстраиваться вокруг темы вакцинации (а к ней у россиян противоречивое отношение). Мнение о работе врачей тоже вряд ли значительно поменяется: определенные паттерны в восприятии их работы устоялись довольно давно (например, героизация тех, кто работает в «красной» зоне), и пока нет предпосылок к их изменению. Похоже, именно поэтому интегральный индекс «Болезнь» менее чувствителен к информации о третьей волне ковида в России, чем индексы, о которых речь шла ранее.
Совсем иначе ведет себя интегральный индекс «Борьба»1. Конечно, при желании здесь также можно увидеть связь с развитием второй волны пандемии, однако, если разбираться с составляющими индекса, картина получается чуть более объемной.
Например, обращает на себя внимание динамика тренд-индекса «Отношение к федеральным властями, занимающимся проблемами с эпидемией». Любопытно, но в разгар второй волны здесь наблюдались пиковые значения на негативном полюсе: с 15 октября по 19 ноября 2020 года доля респондентов, чье отношение к федеральным властям ухудшилось, выросла с 19 до 26%. Это объяснимо: именно в этот период спектр антиковидных ограничений для всей страны был максимально широким (и это совпало по времени с пиком второй волны). Группа одобряющих административные методы борьбы с вирусом была значительно меньше: между 15 октября и 28 января доля тех, чье отношение к федеральной власти улучшилось, колебалась между 12 и 15%. Как итог, тренд-индекс начал расти только с отменой большей части ограничений – с конца января.
Динамика тренд-индекса «Отношение к региональной власти» выглядит похоже, очевидно, отражая ту же склонность массового сознания негативно воспринимать ограничения и приветствовать их отмену. Однако были и отличия. Вероятно, они объясняются тем, что региональные власти также вправе вводить/отменять часть ограничений, поэтому оценки респондентов были завязаны на ситуации в регионе их проживания.
А вот тренд-индекс, измеряющий отношение к медикам, находящимся на переднем крае борьбы с пандемией (то есть работающими с больными коронавирусом), менялся, судя по всему, в зависимости от подъема/спада числа заболевших во вторую волну. На ее пике значение тренд-индекса было наиболее низким, а доля тех, чье отношение к медикам в «красной» зоне ухудшилось или не изменилось, наиболее высокой.
Однозначно установить, с чем это связано, достаточно трудно. Вполне вероятно, что на оценках могло сказаться общее разочарование продолжительностью пандемии: люди начали осознавать, что летние ожидания относительно победы над вирусом себя не оправдали. Закономерно предположить, что ответственность за неудачу в борьбе с пандемией на уровне массового сознания несут и врачи.
Совершенно в отрыве от развития второй волны вел себя тренд-индекс «Отношение к российским вакцинам».
Рост значения индекса обозначает тренд на улучшение отношения к российским вакцинам. Что мы видим? В разгар второй волны пандемии репутация российских вакцин улучшалась медленно и рывками2: 56 пунктов – в середине ноября, 60 – в начале декабря, 57 – в середине декабря, 62 – в начале февраля. Затем наблюдался постепенный рост между 4 и 18 февраля (до 66 пунктов) – очевидно, он был связан с публикацией в журнале Lancet части результатов третьей фазы клинических испытаний «Спутника V» и с сопровождающей эту публикацию информационной кампанией на федеральных каналах. После роста значения немного откатились назад – между 25 февраля и 25 марта индекс колебался между 63 и 60 пунктами, однако среднее значение уже было выше, чем в октябре – декабре. Такая динамика сигнализировала о некоторой успешности проведенной кампании, однако назвать этот эффект сильным и продолжительным, учитывая темпы вакцинации в России, нельзя. Также индекс не фиксирует реакции людей на «вакцинную дипломатию»: видимо, серьезное влияние на восприятие россиян может оказать лишь информационная бомба в духе одобрения «Спутника V» Европейским агентством лекарственных средств.
Интегральный индекс «Меры», включающий такие параметры измерения, как ношение масок, соблюдение самоизоляции и социальной дистанции, избегание людных мест и ограничение общения с родственниками, друзьями и знакомыми, продемонстрировал заметную динамику в начале декабря.
Если с начала наблюдений – 12 октября – значение индекса равнялось 63 (и около трех месяцев держалось на уровне 60–63 пунктов), то 16 декабря оно снизилось до 58 пунктов, а к 17 февраля приблизилось к 50-й параллели. Значительного снижения значений индекса пока не наблюдается, однако с марта явно наметился понижающий тренд.
Отметим, что к середине февраля большинство тренд-индексов, относящихся к интегральному индексу «Меры», пробило 50-ю параллель. Индекс «Необходимость надевать маску» снизился до 48, «Соблюдение социальной дистанции» – до 49, «Соблюдение самоизоляции» – до 48, «Избегание многолюдных мест» – до 49. Значение индекса «Необходимость меньше общаться» опустилось ниже 50 пунктов последним – лишь 12 мая (вероятнее всего, это последствия майских праздников).
Это проблема. Если посмотреть на ситуацию в целом, то получится следующая картина: по значительной части интегральных и тренд-индексов мы фиксируем рост опасений по поводу третьей волны (пусть и не слишком интенсивный). При этом объявлена массовая вакцинация, призванная окончательно победить ковид, и люди начинают чувствовать себя спокойнее (например, снимают маски). Это видно и по графикам тренд-индексов. Однако с эпидемической точки зрения нам хотелось бы видеть скорее рост опасений и более внимательное отношение к защитным мерам (в этом случае индексы группы «Меры» вновь поползли бы вверх), но пока на это нет даже намека. И непохоже, что он появится.
Оставшиеся тренд-индексы мы рассмотрим в третьей, заключительной, части нашего обзора.
________________
*Источник данных: телефонный опрос населения 18 лет и старше. Ежедневно опрашиваются 300 респондентов. Расчет делается еженедельно по суммарной выборке 900 респондентов (за три дня опроса по блоку вопросов). Статистическая погрешность не превышает 4,2%.
_____
1Отметим, что для этой группы индексов близость к 50-й параллели означает негативный тренд.
2Напомним, что массовая вакцинация в России началась в декабре 2020 года.