• к-Темы
  • 26.04.21

Индекс потребительских настроений: апрель

Динамика ИПН и его компонент

qr-code
Индекс потребительских настроений: апрель

В апреле произошло небольшое снижение ИПН (до 88 пунктов). Он остается в негативной зоне, причем его значение ниже не только допандемического уровня, но и уровней осени 2020 года. Среди субагрегатов ИПН текущие оценки сильно отстают от ожиданий.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

В апреле, по сравнению с мартом, значение ИПН немного (на 2 пункта) снизилось, до 88 пунктов. На столько же снизились значения его субиндексов: ожиданий (до 96 пунктов) и текущего состояния (до 76 пунктов). Люди продолжают надеяться, что относительно близкое экономическое будущее будет лучше настоящего. При этом значения и самого ИПН, и его субиндексов остаются ниже допандемических уровней. Кроме того, значение субиндекса оценок текущего состояния в апреле оказалось даже ниже уровней сентября – октября 2020 года.

Три показателя – индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет (93 пункта) и через год (95 пунктов), а также индекс изменения личного материального положения за год (72 пункта) – в апреле также снизились на 2 пункта.

Зато практически не изменились значения индекса ожиданий изменения личного материального положения через год (100 пунктов) и индекса крупных покупок (81 пункт). Доля совершавших крупные покупки также осталась на мартовском уровне (52%).

________________

Источник данных

1–98-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face), выполненного по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

_____

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 Фонд Общественное Мнение